aretania
обложки книг Сатоми и восемь "псов"

что это:

эпический роман, озаглавленный "Нансо Сатоми Хаккэндэн" ("Легенда о восьми псах-воинах клана Сатоми") представляет собой ёмихон,, или книгу для чтения — один из популярных жанров периода Эдо (1600-1867 гг.) с повествовательно-фантастическими элементами. История рассказывает о приключениях восьми самураев, чьи фамилии начинаются с японского слова, означающего "пёс".

восемь героев полусобак-полусамураев — идеальные образы носителей конфуцианских добродетелей: дзин (человечности), ги (долга-справедливости), рэй (чуткости), ти (ума), тю (преданности), син (искренности), ко (сыновней почтительности) и тэй (покорности младшего старшему).

Автор книги Такидзава Бакин (1767-1848 гг.), также известный как Кёкутэй Бакин, работал над своим самым известным произведением 30 лет. Данный экземпляр, принадлежавший самому Бакину, является первым изданием книги. В нем присутствуют авторские исправления ошибочного написания некоторых слов в оригинале.

Большой популярностью пользовались ёмихон Такидзавы Бакина. Он черпал материал из китайских романов и японских хроник и писал не о том, «что видел», а о том, «что слышал» или вычитал из книг китайских мудрецов, сдабривая все это неудержимой фантазией. В самом известном произведении Бакина — «Истории восьми псов-самураев из Сатоми» (1814-1841) — использованы «Хроника пяти поколений Ходзё», «Хроника рода Сатоми» и китайские классические романы «Троецарствие», «Цзинь, Пин, Мэй» и «Речные заводи».

Опора на древность делала надежнее милую сердцу Бакина идею служения долгу. Вот коротко содержание его «Истории...». Юки Удзитомо, глава провинции Симоса, потерпел поражение в восстании против сёгуна Асикага. Замок Юки был захвачен. Одному из военачальников, Сатоми, удалось бежать и обосноваться в провинции Ава. У старшего сына Сатоми, Ёсидзанэ, родилась дочь Фуса Химэ. На нее напал недуг, и обеспокоенный отец обратился к богам за помощью. Те прислали ему четки из восьми хрустальных бусин, на каждой бусинке был начертан иероглиф, означавший одну из конфуцианских добродетелей (или «постоянств») [15].

Девочка была спасена. Когда ей исполнилось шестнадцать лет, вспыхнула вражда между родами Сатоми и Андзай. Оказавшись в безвыходном положении, Ёсидзанэ, взглянув в отчаянии на любимого пса, пообещал отдать дочь тому, кто спасет его. На следующий день пес принес голову вождя противников, и Ёсидзанэ выиграл сражение. По воле неба юная дочь в сопровождении пса отправляется жить в пещеру, где она время от времени читает ему «Сутру Лотоса». (Согласно буддизму, всё, будь то дерево, человек или собака, обладает природой Будды. И Бакин говорит: «Даже животное стремится выявить в себе природу Будды».) Когда Фуса Химэ, зачав, кончает с собой, восемь бусинок с упомянутыми иероглифами рассыпаются по небу, и на свет появляются восемь братьев-самураев; каждый из них владеет одной из бусинок. Соответственно имя каждого включает иероглиф ину («собака») и иероглиф одной из «восьми добродетелей». Герои доблестны и благородны, совершают невероятные подвиги, побеждают непобедимых врагов, мстят обидчикам, выручают друг друга из беды и наконец благополучно соединяются. Преодолев все трудности, самураи выполняют предначертанный долг.

Множество лиц, множество характеров, самые невероятные события и самые неожиданные ситуации, вмешательство богов — все стройно, все подчинено одному замыслу — доказать незыблемость конфуцианского долга. Небо предписало его человеку, и потому добро торжествует, а зло карается. Соподчиненность действия достигается сквозной идеей благости долга, что и придает произведению целостность, несмотря на отсутствие непосредственной связи между отдельными эпизодами, И здесь традиционная структура, фрагментарность, «целостность разного». Документальная строгость, материал хроник сочетаются с фантазией, импровизацией — и все подчинено идеалу бусидо.

В «Кодзиэн» о ёмихон говорится: «Богато иллюстрированные произведения. В центре — фантастический, сложно организованный сюжет. Содержание ёмихон составляют: буддийская идея причин [в прежней жизни] и следствий [в настоящей] — воздаяние за совершенные дела — и моральные поучения» [75, с.2206]. Все компоненты ёмихон — сюжет, композиция, язык — сообразованы с буддийской идеей кармы и конфуцианской моралью. Заданная идея определяла структуру произведений.

«История восьми псов», таким образом, не рыцарский роман и не эпическая поэма, несмотря на традиционное чередование пяти— и семисложных строк. Ёмихон обладают своими неповторимыми чертами, обусловленными художественной традицией и атмосферой Японии начала XIX в.

замок крупного феодала Сатоми Ёсидзанэ (Satomi Yoshizane), отца красавицы Фусэ-химэ (Fusehime), был окружён превосходящими силами его соперника Андзая Кагэцура (Anzai Kagetsura). Перед лицом неминуемого поражения Ёсидзанэ в отчаянии поклялся, что если его домашний пёс Яцуфуса (Yatsufusa) отгрызёт Андзаю голову, то получит в жёны его дочь. К изумлению феодала собака умчалась из замка и вернулась с головой Андзая в зубах, и это так воодушевило воинов клана Сатоми, что те ринулись в бой и разгромили врага. Ёсидзанэ отказался выполнить данное обещание, но принцесса Фусэ, верная слову чести, настояла на соблюдении клятвы и отправилась с Яцуфусой в горы. Когда стало известно о беременности принцессы, Сатоми отправил самурая, чтобы убить пса и вернуть дочь домой. Фусэ-химэ вступилась за своего "мужа" и погибла вместе с ним. В этот момент из её живота вырвались восемь драгоценных камней и разлетелись в разных направлениях, а спустя несколько лет у восьми отцов, фамилии которых начинались на Ину (иероглиф, значение которого "пёс"), родилось по сыну. Каждый из них вырос, представляя одну из восьми конфуцианских ценностей, а в будущем именно они восстановили увядающую славу клана Сатоми.

Трагедия Фусэ-химэ и Яцуфусы рассказана в первой части 98-томного исторического романа Nanso Satomi Hakkenden ("Легенда о Сатоми и восьми Псах"), создававшегося писателем эпохи Эдо Бакином Кёкутэем Такидзавой (Bakin Kyokutei Takizawa, 1767-1848) в течение 28 лет (последнюю треть романа он заканчивал, уже будучи полностью слепым). Это литературное произведение, прообразом которого стали восемь самураев Сатоми Тадаёси (Satomi Tadayoshi), последнего главы клана Сатоми, умершего в 1622 году, сочетало в себе факты и вымысел, являясь уникальным сплавом классической китайской литературной традиции (роман Romance of the Three Kingdoms и др.), адаптированной древнекитайской мифологии (миф Suikoden или The Water Margin), конфуцианских текстов и культуры сёгуната Токугава.









больше

@темы: история, книги, картинки