все про тех же романтиков
КРИСТИАН КАНЕМАНС
Кораблекрушение. 1849
Дерево, масло
ЛУИ МЕЙЕР
Берег на закате. 1859
Дерево, масл
Интерьер церкви
1848 г.
Бернард Нейт
Дерево, масло
БЕРТ ВАН ХОВЕ, ХЕЙБ ВАН ХОВЕ
После службы в церкви в Лейдене. 1846
Дерево, масло
БАЗИЛЬ ДЕ ЛОЗЕ
Счастливое семейство. 1856
Холст, масло
Источник: hermitagemuseum.org
ДАВИД ДЕ НОТЕР
На кухне. 1845
Дерево, масло
ПЕТРЮС КИРС
В комнате. 1841
Дерево, масло
Пейзаж Рейна вечером
1849 г.
Баренд Корнелис Куккук
Холст, масло
Глазами романтика. Голландская и бельгийская живопись XIX века из собрания Радемакерса
29 октября 2010 г. - 6 февраля 2011 г.
29 октября 2010 года в залах 3-го этажа Зимнего дворца (338-342) открылась выставка "Глазами романтика. Голландская и бельгийская живопись XIX века из собрания Радемакерса".
Начало каждого столетия означает определенную перемену эстетических вкусов. В наше время это заметно, в частности, во все возрастающем интересе к живописи XIX века, не ограниченной хрестоматийным романтизмом, реализмом и импрессионизмом. Именно поэтому Государственный Эрмитаж показывает художников, которых сегодня у нас почти не знают, хотя 150 лет назад в России картины Э. Вербукховена, Ф. Виллемса, Ж.-В. Жениссона, Д. де Нотера, Б.К. Куккука, Л. Мейера, А. Схелфхаута, П. ван Схендела непременно украшали каждое сколько-нибудь значимое частное собрание. Они были в личных коллекциях членов императорской семьи, знаменитых галереях князя А.М. Горчакова, графа Н.А. Кушелева-Безбородко и многих других.
Для выставки отобрано 70 работ: разнообразные пейзажи - летние и зимние, архитектурные, ноктюрны (ночные сцены), марины, а также портреты, натюрморты и жанровые сцены.
Выставка "Глазами романтика" представляет бельгийско-голландский вариант общеевропейского позднего романтизма, для которого характерно эмоционально-лирическое восприятие действительности художником, пребывающим в гармонии с реальностью. Одновременно название экспозиции передает творческое отношение самого Джефа Радемакерса к жизни и коллекционированию.
Радемакерс - писатель, поэт, историк искусства. Основанная им в 1980-х годах телекомпания выполняла заказы нидерландских, бельгийских и немецких телевизионных каналов. Радемакерс - автор документальных фильмов об искусстве и музеях, создал несколько новых популярных программ. Последние двадцать лет он занимался в основном своей коллекцией живописи, которая находится в его доме в Брасхате (недалеко от Антверпена).
Собрание включает более ста картин бельгийских и голландских художников, стремившихся возродить великие традиции Золотого века живописи. Ядро коллекции составляет ряд "возвышенных", радующих и ужасающих одновременно, пейзажей. Отдельного упоминания заслуживают произведения фламандского живописца Базиля де Лозе.
Его портреты ("Женский портрет", "Портрет матери с ребенком") и жанровые сцены ("Праздник в деревне", "Счастливое семейство") превосходят работы современников благодаря юмору и техническому мастерству.
По тематике и колориту творчество де Лозе напоминает картина Адриана Вюлферта "Прощание после обручения", на которой представлена сцена прощания новобрачных с семьей невесты. Круг тем, которых касался Вюлферт, широк: так же, как и де Лозе, он писал исторические картины и портреты параллельно с идеализированными жанровыми сценами.
Бельгийский художник Давид де Нотер, работы которого также можно увидеть на выставке, прославился не своими жанровыми сценами ("На кухне"), а полными света натюрмортами с необычайно теплым колоритом и резкими светотенями. Одна из лучших работ де Нотера в этом жанре ("Натюрморт") входит в состав коллекции Радемакерса.
Значительную часть экспозиции занимают живописные произведения, в которых основным является пейзаж. Это работы Баренда Корнелиса Куккука, архитектурные пейзажи Барта Ван Хове, морские пейзажи Луи Мейера.
Представлены и особо любимые собирателем ноктюрны: "Вечерний пейзаж с рыбаками" Питера Лодевейка Кюнена, "Ночной морской пейзаж" Петруса Ван Схендела, "В комнате" Петрюса Кирса.
К выставке выпущен цветной иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2010).
Куратор выставки - Борис Иосифович Асварищ, ведущий научный сотрудник, кандидат искусствоведения; заведующий Сектором живописи XIX - XX веков и скульптуры Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
---
Отход от эталонных произведений указанного исторического периода осуществлён на выставке намеренно. Основной задачей в данном случае является выход за рамки репрезентации хрестоматийных течений и направлений, что приводит к расширению границ восприятия западно-европейского искусства.