Беренис Эббот (англ. Berenice Abbott; 17 июля 1898 — 9 декабря 1991) — американский фотограф, получившая известность прежде всего благодаря фотографиям Нью-Йорка 1930-х годов. Эббот принято считать первой женщиной-фотографом, сумевшей добиться широкой известности в этой традиционно мужской профессии[1].
читать дальшеБеренис Эббот родилась в городе Спрингфилд (штат Огайо). В раннем возрасте проявился независимый характер Эббот, в бунтарском порыве она сменила имя с Бернис на Беренис. В детстве она пережила развод родителей, осталась жить с матерью, а братья переехали к отцу, больше они не общались. Возможно, что из-за несчастливого брака родителей Беренис так и не вышла замуж и считала, что для брак — это конец, для женщины стремящейся работать[1]. После окончания школы она училась в Университете штата Огайо на факультете журналистики.
В 20 лет Эббот переехала в Нью-Йорк, поселилась в богемном квартале Гринвич-Виллидж, где занималась живописью и скульптурой, подрабатывала официанткой и актрисой на маленьких ролях, а также познакомилась с Марселем Дюшаном и Маном Рэем. В 1921 году Эббот отправилась в Париж, где прожила до 1929 года. Она начинала карьеру как ассистент Мана Рэя. До этой работы Эббот ничего не знала о работе фотографа, но вскоре нашла, что фотография гораздо интереснее скульптуры. Проработав три года у Рэя, Эббот завела собственную мастерскую и выработала правила для дальнейшей работы: она не искала клиентов, не использовала рекламу и никогда не снимала бесплатно. Эббот стала почти официальным портретистом интеллектуалов, у неё фотографировались знаменитости — Джойс, Кокто, Андре Жид. Вскоре она познакомилась с Эженом Атже, а после его смерти способствовала популяризации его работ, проводила выставки и управляла до 1968 года его архивом.
В 1929 году Эббот вернулась в США. Она стала самостоятельно снимать Нью-Йорк, подражая своему наставнику Эжену Атже, который никогда не снимал по заказу. В 1930-е годы она получила широкую известность благодаря своим фотографиям Нью-Йорка. Выставка, которую Эббот подготовила в Музее Нью-Йорка в 1934 году, помогла ей найти серьёзных покровителей (проект начала финансировать Федеральная программа поддержки искусств) и соавтора — художественного критика Элизабет Маккосланд, которая стала близким другом Эббот.
В 1940-е и 1950-е годы Эббот продолжала работать, но уже вдали от внимания широкой публики. Её основной работой стала съёмка физических и химических процессов. Для более глубокого понимания проходящего она посещала курсы химии. Однако Эббот столкнулась в весьма скептическим отношениям к её работам со стороны научного сообщества, сама она считала, что стала жертвой сексизма. Тем не менее, в 1958 году Эббот была включена в комиссию Массачусетского технологического института, созданную для улучшения школьной программы образования[1].
В последние годы жизни Эббот фотографировала сельские ландшафты от Флориды до Мэна. Во время этого проекта она присмотрела себе тихий домик в штате Мэн, где и прожила до конца своих дней. В 1970-е годы в связи с ростом популярности искусства фотографии, её дом стал местном паломничество для поклонников, начинающих фотографов и журналистов[1].
Эббот много снимала, преподавала фотографию, писала книги, изобретала фотографическое оборудование и технику. Одной из первых ей удалось на равных соревноваться с мужчинами в получении заказов, ей посвящено множество книг и выставок. Пожалуй самым известным стал её проект «Меняющийся Нью-Йорк» — выставка в Музее города Нью-Йорка в 1937 году.
Альбомы[править | править исходный текст]
«Меняющийся Нью-Йорк» (Changing New York) — 1939, в 1973 году переиздан под названием «Нью-Йорк тридцатых годов» (New York in the 30’s);
«Гринвич-Виллидж сегодня и вчера» (Greenwich Village: Today and Yesterday) — 1949;
«Фотографии» (Photographs) — 1970;
«Мир Атже» (The World of Atget) — 1964, 1979.
science photography
While working on her photography, Berenice became intrigued by science and studied physics, chemistry, and engineering on her own. In order to capture motions that are too fast or too detailed for the human eye, she even invented special equipments to make the imaging possible, which she called “Super Sight.” Through these endeavors, she became interested in the possibility of the union between art and science, which she explored using photography as the medium.
What made Berenice stand out among other modernist photographer of her time was that she insisted on the “accurate portrait of scientific phenomena” (in her own words) rather than creating good-looking designs out of scientific concepts (such as wave patterns).
Berenice worked two years at MIT, where she produced portraits of the principles of physical sciences, including mechanics, electromagnetism, and waves. Her scientific photography that portrays the physical phenomena appeared in textbooks and helped high school students to visualize the phenomena in much more conveying way than illustrations. These include a photograph of a ball bouncing in smaller and smaller arcs, demonstrating the physical effect of gravity.
Berenice writes, “There needs to be a friendly interpreter between science and the layman.” I hope to achieve this through writing this blog, as Berenice did through her photography.
в 1940-е годы Беренис Эббот, к тому времени уже опытный мастер, фоторедактор журнала Science Illustrated, получила град издевательских отзывов из ученой среды за свои попытки снимать физико-химические процессы.
Формальными причинами для остракизма были якобы академические неточности, допущенные автором в ходе этих специфических фотосессий, но сама Беренис была уверена, что все дело в сексизме.
И с удвоенным упрямством продолжила снимать научные эксперименты и иллюстрации к законам природы.
Неуступчивость принесла свои плоды: в 1958 году комитет по изучению физических наук при Массачусетском технологическом институте пригласил Беренис Эббот создать серию визуальных материалов для нового школьного учебника. К слову, тогдашний мозговой штурм по всем научным направлениям случился в США после запуска первого советского спутника Земли:
власти забили тревогу из-за возможного отставания от русских и спешно бросились подтягивать техническое и естественно-научное образование.
Эббот тоже подключили к процессу, и два с половиной года она работала над фотографической серией «Образ физики»