Первое упоминание о големе. в европейской литературе содержится у И. Рейхлина («Об искусстве каббалистики»).

В 18 в. опубликована легенда Я. Эмдена о Големе, созданном из глины хелмским раввином Элией.



К образу Голема обращались многие романтики — А. фон Арним   ("Изабелла Египетская", Э. Т. А. Гофман («Тайны») и др.;

тема бунта искусственного создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М. Шелли «Франкенштейн».



Наиболее значительное из произведений европейской литературы 20 в. на этот сюжет — роман Г. Мейринка «Голем».



В пьесе К. Чапека «К. V. К.» и опере Э. д'Альбера «Голем» восставшие против людей искусственные существа обретают человечность, познав любовь.



вопрос автора дневников:

какую любовь?

имеется в виду, что они занимались сексом с живыми и потом становились живыми сами? как-то это перекликается с вампиризмом