Расизм в Германии опирался на удобренную почву, поскольку отождествлялся с национализмом.
Немецкие романтики начала XIX века, делая акцент на неопределенности, таинственности, эмоциональности и образности - как противоположности рассудочности,
оказали глубокое воздействие на германскую интеллигенцию.
Гердер, Фихте и другие немецкие романтики резко расходились с философами эпохи Просвещения, рассматривавшими
разум как точку опоры.
Немцы полагали, что каждый народ обладает своим собственным специфическим гением (духом), который, хотя и запечатлен глубоко в прошлом, в конечном счете должен выразить себя в национальном духе (Volksgeist).
Подразумевалось, что Volksgeist является бесспорной сверхсилой и обладает собственной духовной вселенной, чья внешняя форма проявилась в специфической национальной культуре. Подобный тип
иррационализма, занявший прочное место в германском разуме, придал значение таким неопределенным концепциям, как учение о происхождении. Два идеолога ненемца внесли существенный вклад в подобное мышление: француз Артур де Гобино и англичанин Хьюстон Стюарт Чемберлен.
Определенное влияние в распространении такого рода расизма оказал немецкий композитор Рихард Вагнер, который полагал, что героический германский дух был занесен вместе с нордической кровью.
Германские расисты утверждали, что нордическая раса есть лучшая арийская раса. Из этого вытекало, что низшие культуры не могут господствовать над закрепленным на биологическом уровне сочетанием нордического разума, духа и тела.