ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де
(14.07.1816, Виль-Авре— 13.10.1882, Турин)
франц. социальный философ, писатель, ориенталист-любитель и дипломат
Один из первых пророков неминуемой гибели западной цивилизации. Это осн. мысль его главного труда “О неравенстве человеческих рас”.
Г. предложил радик. биологическое объяснение исторического процесса. Главный фактор цивилизации — “чистота расы”, к-рую, однако, никогда не удается сохранить надолго. Отсюда и недолговечность расцвета цивилизации.
“Этнические смеси” разрушают единство стиля жизни и приводят к “вырождению человека”, а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры.
Г. постулирует неизменную “иерархию рас”: негры всецело чувственны и неспособны к рациональному самоконтролю, желтая раса проникнута утилитаризмом и потому ей неведомы героические порывы и высокие достижения. Единственной “исторической расой” явл. белая.
Она “первоначально владела монополией на красоту, ум и силу”.
Где бы и когда бы ни возникала цивилизация (Г. считает, что их было десять), в ее рождении обязательно принимала участие “белая кровь”. Но и белая раса внутри себя неоднородна, она представлена тремя вариациями: “хамиты”, “семиты” и “яфетиды”.
Первые две разновидности оказались менее жизнестойки и быстро смешались с черной расой, из яфетидов Г. превозносит “семейство арийцев”, с к-рым он связывает все лучшее, что есть на Земле.
Это прирожденная “раса владык”, физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созидательный гений.
Сознавая свою уникальность, арийцы, считал Г., заботились о сохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (напр., кастовый строй Древней Индии).
Драматическая пенталогия “Ренессанс” (1877) проникнута тем же мотивом неизбежности декаданса ввиду ухудшения человеческой породы.
Исторический произвол Г. достигает апогея в книге “История Оттара Ярла и его потомства” (1879). Это полуфантастическая генеалогия рода Г., к-рую ему угодно было вести от “норвежского пирата”, упоминаемого в норвежских хрониках под 843 г.
В опубликованной посмертно поэме “Амадис” Г. пытался возродить героический рыцарский эпос, возможно под влиянием Р. Вагнера, с к-рым сблизился в последние годы жизни.
Уже при своем появлении расовая концепция Г. была подвергнута убедительной критике выдающимся политическим мыслителем Токвилем и известным философом и ученым-ориенталистом Э. Ренаном. Г. во мн. предвосхитил концепцию Ницше. В 20 в. его идеи способствовали формированию и распространению идеологии нацизма.
-----
то есть, тоже фантазер был дядя
ему бы романы с продолжением издавать