разница в способах понимания
во времена моего детства, в 70-х, дети читали книги потому что так надо. они осваивали тома, не понимая половины слов и обстоятельств действия потому, что в их школьной программе стояли произведения взрослые - и более того, из другой жизни. так, спотыкаясь, слово за слово, дети постепенно изучали взрослый и иновременной мир. некоторые слова так и оставались непонятыми. ну бог и с ними. экзамен сдан на отлично. из детей вырастали более-менее образованные люди. те, что бг называл "прекрасными дилетантами"
теперь все иначе. дети хотят понимать каждое слово, поэтому процесс чтения дается не многим. мою дочь оскорбляет, когда в первом же абзаце якобы детской книги она встречает десять слов, которые современный ребенок никак не мог слышать. и ладно бы десять. только теперь я начинаю вполне осознавать, насколько для меня в детстве и юности привычным был пропуск и не-замечание слов, выражений, которые не укладывались в мой информационный набор. судя по всему, так в 70-80-е читали все (если я не права, оспорьте), потому что выражение "не твоего ума дело" впитывалось с молоком матери. поговорка, придуманная для дворни, стала тогда одной из госпрограмм. умы строго разграничивались. профессорскому уму позволялось одно, уму ткачихи совсем другое. от ткачихиного ума не требовалось понимания всех томов войны и мира, всех его слов и выражений, она могла окончить школу с красным дипломом и без того.
да, и сейчас пласт бессознательного большинства велик. он лежит, тихий и тупой, у меня за окном, в спальном районе. и я наверняка знаю глубину его невежества
но дети, думающие дети, которые бьются со своими монстрами в игровых приставках, смотрят сутками японскую мультипликацию, часами выводят граффити, они могли бы читать, если бы книги были написаны так же вдумчиво, как созданы игры и мульты. все великие книги были написаны в другие эпохи и для других детей, да, роулинг и когорта - но блин, друзья, это фентези. поверите ли, но не все дети любят фентези. 9-летний мальчик звонит маме с дачи и говорит "мама, привези мне книгу про современного мальчика, такого, как я. и чтобы в книге было про историю украшений, и про то, как работает спасательная станция, и про планеты". ему не интересно про несуществующую битву между темным лордом и маленьким волшебником. новым детям нужна другая литература. истину говорю