оригинал
есть русский обычай, во время поминок ставят рюмку водки, накрывают ее куском черного хлеба. К сороковинам спирт выдыхается, хлеб черствеет - то есть "душа приняла". А вот куда потом принято девать этот кусок хлеба, согласно канону суеверия? Выбрасывают? Жгут? Относят в церковь? Съедают? И когда вообще появился этот обычай, я порылся ночью по книжкам, где описываются суеверные обычаи, принятые еще до Советов, но упоминания о ритуальном черном хлебе не нашел да в крестьянских домах ставили чашку воды на подоконник, "чтоб душа омылась", но только до выноса. Может быть обычай поздний, военный (Первая Мировая? Гражданская? Вторая?) и явно городской.
хлеб, ставший сухариком, положено раскрошить на могильной плите -для птиц
Не думаю, что городской. В селах обеих моих бабушек, а это юг и север страны, обычай существует на правах очень древнего. Правда (поскольку это не Россия) стакан -- скорее красного вина, и ломоть хлеба -- белый. И держат его где сорок дней, где всего девять или три. А вот куда девают -- не знаю. Вино точно льют в землю, как и тогда, когда пьют за усопших. Но хлеб? Кто-то говорил, что сжигают.
В книге "Наши традиции" (М.,"Букмэн", 1998) написано, что этому обычаю уже около двух тысяч лет (!) И вино (водку) с хлебом ставили покойнику не только в день похорон, но и на 40-й день, когда душа его на целые сутки возвращалась домой. Перед "посещением" постель для гостя застилалась чистым бельем, тщательно мыли полы, готовили много угощений и вина. Во время застолья месту, предназначенному покойнику (с тарелкой, на которой лежал хлеб и стакан вина) - каждый кланялся, приветствуя умершего. И водка и хлеб относились на кладбище, и выливались-выкладывались на могилу.
Кстати, Петр 1 ввел указ, запрещающий плач во время похорон. Но указ этот "обходили" и плакали все-равно.
Восемь дней после смерти человек спит без сознания. На девятый день он внезапно просыпается и обретает "тело" на плане Бардо. Это красиво называется - "прыжок форели из воды". Он еще не понимает, что умер и пытается обратить на себя внимание своих друзей и родных. Постепенно он понимает, что с ним творится что-то не то, но понимание своей смерти к нему не приходит. Потом на плане Бардо начинаются разные страсти, а на сорок первый день происходит реинкарнация (редко - в человека). Люди, яростно привязанные к прошлой жизни, цепляюшиеся за нее, иногда упускают момент реинкарнации и застревают на плане Бардо навсегда - становятся привидениями. Это - самое страшное, что может случиться с человеком.
Это - буддизм ("Тибетская книга мертвых"). Примерно то же самое и в "Египетской книге мертвых". Потому нельзя плакать на поминках - умерший видит это и печалится еше больше. Надо смеяться и радоваться, тогда умершему легче уйти. У многих народов на поминках - веселье.
Читала где-то, что должна быть именно вода, а не водка.
По логике вещей (эээ..."согласно канону суеверия") сьедать и выпивать все это не стоит, смысла нет. Наиболее спокойный и безошибочный вариант - вылить на улице (не на асфальт, конечно) и там же кусок хлеба оставить.
я думаю, что этому обычаю тысячи лет. всегда люди брали в дорогу вино(воду) и хлеб. поминальные водка с хлебом - "в дорогу". Мне кажется, что водку и хлеб оставляют на могиле, хлеб иногда крошат - для голубей, так как голубь олицетворяет дух
Как объяснял мне когда-то в детстве мой старенький дед, хлеб и вино/водка ставятся на могилу вовсе не для того, кто умер, — но для путника, то есть для того, кто будет проходить мимо могилы, сядет и помянет добрым словом/помолится за усопшего.... но потом смысл этого обряда (рюмку с закуской ставящиеся именно на могилу) несколько утерялся, и рюмку с хлебом современные люди ставят дома.... если его объяснение верно, то вопрос куда девается хлеб просто раньше не стоял...