15:45

краткая история кино
припасу на всякий случай
автор неизвестен

читать дальше

@темы: кино

Комментарии
31.01.2012 в 15:46

Начиная с 70х советские фильмы о войне мрачнеют и приобретают новые измерения:
§ Проверка на дорогах (1971, Алексей Герман)
§ Двадцать дней без войны (1976, Алексей Герман)
§ Восхождение (1977, Лариса Шепитько)
§ Иди и смотри (1985, Элем Климов)
Советское диссидентское кино снимает мрачные и пессимистические киноисповеди:
§ Комиссар (1966, Александр Аскольдов)
§ Долгие проводы (1972, Кира Муратова)
§ Мой друг Иван Лапшин (1983, Алексей Герман)
Андрей Тарковский – главный кинодиссидент СССР. Его тяжелые, но поэтичные погружения в самого себя имеют огромное влияние за рубежом и на родине:
§ Иваново детство (1962)
§ Солярис (1972)
§ Зеркало (1974)
§ Сталкер (1979)
Юрий Норштейн – главный мультипликационный диссидент с поэзией приглушенных ностальгических образов:
§ Ежик в тумане (1975)
§ Сказка сказок (1979)
Вадим Абдрашитов снимает по сценариям Александром Миндадзе ‘проблемные’ фильмы без сползания в пессимизм. Электронная музыка Эдуарда Артьемьева приходится очень кстати:
§ Охота на лис (1980)
§ Остановился поезд (1983)
§ Плюмбум или опасная игра (1986)
В диссидентском кино Польши основная фигура – Анджей Вайда, его фильмы со временем все более политизируются:
§ Пейзаж после битвы (1970)
§ Человек из мрамора (1975)
§ Без наркоза (1979)
§ Человек из железа (1981)
Большая тема авторского кино 70х – размышления о феномене фашизма (граничащие с эксплуатацией фашистского стиля и смакованием его сексо-патологических корней):
§ Гибель богов (1969, Лукино Висконти)
§ Конформист (1970, Бернардо Бертолуччи)
§ Ночной портье (1974, Лилиана Кавани)
§ Сало или 120 дней Содома (1975, Пьер Паоло Пазолини)
и о феномене насилия в целом (также граничащие с эксплуатацией и смакованием):
§ Заводной апельсин (1971, Стэнли Кубрик)
§ Соломенные псы (1971, Сэм Пекинпа)
§ Избавление (1972, Джон Бурмен)
§ Таксист (1976, Мартин Скорсезе)
Новое немецкое кино 70х/80х рождает большую тройку киноавторов
Вернер Херцог с бешенным романтизмом, гипнотизмом, страстью к экзотическим местам и иконично-безумными актерами Клаусом Кински и Бруно С.:
§ Агирре, гнев божий (1973)
§ Каждый сам за себя и бог против всех (1974)
§ Стеклянное сердце (1976)
Райнер Вернер Фассбиндер с постмодернистским талантом перенимать и смешивать завоевания предшественников в декадентском котле и с невероятной плодотворностью:
§ Предостережение перед святой шлюхой (1971)
§ Замужество Марии Браун (1979)
§ Тоска Вероники Фосс (1982)
Вим Вендерс с иньской романтикой бесцельных путешествий, медитативных наблюдений и черно-белой пленки:
§ Алиса в городах (1974)
§ С течением времени (1975)
Итальянец Элио Петри сатиричен, саркастичен и по-интеллектуальному извилист с актуальным для 70х шизо-аналитическим стилем режиссуры:
§ Тихое место в деревне (1969)
§ Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений (1970)
§ Собственность больше не кража (1973)
Итальянка Лина Вертмюллер привлекает внимание феминистским феллинианством и очень длинными названиями фильмов:
§ Фильм любви и анархии (1973)
§ Унесенные необыкновенной судьбой в синее море в августе (1974)
§ Конец света в нашей кровати в дождливую ночь (1978)
Австралия 70х шлет миру горячие киноприветы – авторские и развлекательные:
§ Пикник у висячей скалы (1975, Питер Уир)
§ Последняя волна (1977, Питер Уир)
§ Безумный Макс (1979, Джордж Миллер)
31.01.2012 в 15:47

В начале 70х появляются первые ростки иранского авторского кино, которое оккупирует международные фестивали в 80х/90х/00х:
§ Корова (1970, Дариуш Мехрджуи)
Почти полный отказ от запретов в сексуальной сфере рождает эротическую арт-классику:
§ Последнее танго в Париже (1973, Бернардо Бертолуччи)
§ Империя чувств (1976, Нагиса Осима)
§ Империя страсти (1978, Нагиса Осима)
и порнографическую классику порно-шика (“porno-chic”):
§ Глубокая глотка (1972, Джерард Дамиано)
§ За зеленой дверью (1972, Джим и Арт Митчеллы)
§ Открытие Мисти Бетховен (1976, Рэдли Метцгер)
§ Калигула (1976, Тинто Брасс)
а также культовую классику сексплуатации и секс-хоррора. Испанец Джесс Франко и француз Жан Роллен трудятся особенно усиленно, снимая до 8 фильмов за год:
§ Быстрее киска! Убей! Убей! (1966, Расс Мейер)
§ Суккуб (Некрономикон) (1967, Джесс Франко)
§ Кровавые губы (1971, Гарри Кюмель)
§ Реквием по вампиру (1973, Жан Роллен)
и настолько же культовую классику трэша (“мусора”). Американца Джона Уотерса зовут “султаном похабщины”. Его главная звезда – борящийся с ожирением трансвестит Дивайн:
§ Мусор (1970, Пол Моррисси)
§ Розовые фламинго (1973, Джон Уотерс)
§ Безумная жизнь (1977, Джон Уотерс)
Среди определенной аудитории очень популярны эксплуатационные фильмы о женских тюрьмах:
§ 99 женщин (1969, Джесс Франко)
§ Большой кукольный дом (1971, Джэк Хилл)
§ Жар за решеткой (1974, Джонатан Демм)
а также ‘наци-эксплуатация’, которая эволюционировала из высоколобых фильмов о фашизме начала 70х:
§ Ильза, волчица СС (1975, Дон Эдмондс)
§ Последняя оргия третьего рейха (1976, Чезаре Каневари)
Япония особенно сильно нажимает на сексуальную свободу. При строгом запрете на показ гениталий, в Японии расцветают жесткие стили ‘порно-романа’ и ‘розового кино’ (‘pinku eiga’):
§ Черный снег (1965, Тецудзи Такэти)
§ Заключенная Скорпион (1972, Суня Ито)
§ Цветок и змея (1974, Масару Конума)
§ Женщина с рыжими волосами (1979, Кумасиро Тацуми)
В США фильмы ‘блэксплуатации’ создают культ стильных афроамериканцев:
§ Дерьмовая песня Суита Суитбэка (1970, Мелвин ван Пиблз)
§ Шэфт (1971, Гордон Паркс)
§ Суперфлай (1972, Гордон Паркс младший)
§ Коффи (1973, Джэк Хилл)
Испанские хорроры 70х славятся культовым режиссером Амандо де Оссорио и культовым актером Полом Нэши (настоящее имя – Хасинто Молина):
§ Ночь слепого ужаса (1971, Амандо де Оссорио)
§ Ужас встает из гроба (1972, Карлос Ауред)
Плодотворные американцы Эл Эдамсон и Энди Миллиган, а также плодотворный итальянец Джо д’Амато стремятся отобрать у Эдварда Вуда титул ‘худшего режиссера в истории’:
§ Сатанинские садисты (1969, Эл Эдамсон)
§ Кровь (1974, Энди Миллиган)
§ Эротические ночи живых мертвецов (1979, Джо д’Амато)
70е щедры и другими примерами отчаянного кинокульта:
§ Хэролд и Мод (1971, Хэл Эшби)
§ Шоу Рокки Хоррора (1975, Джим Шерман)
В ‘шокументальном’ стиле ‘мондо’ в 70х разворачивается соцсоревнование между Климати и братьями Кастильони. Мондо все больше фокусируется на ультранасилии и смерти:
§ Африка как она есть (1971, Антонио и Альфредо Кастильони)
§ Последний крик саванны (1975, Антонио Климати)
§ Жестокая саванна (1976, Антонио Климати)
§ Прощай, последний человек (1978, Антонио и Альфредо Кастильони)
в конце концов мондо окончательно эволюционирует в ‘фильмы смерти’ (death film):
§ Лики смерти (1978, Джон Шварц)
Француз Рене Лалу и бельгиец Рауль Сервэ – лидеры сюрреалистической анимации Европы. Их фантасмагоричные образы – не для детских глаз:
§ Дикая планета (1972, Рене Лалу)
§ Гарпия (1978, Рауль Сервэ)
Американец Ральф Бакши – лидер новой американской анимации. Его мультфильмы начала 70х с обильной сексуальной тематикой – тем более не для детей:
§ Кот Фриц (1972)
§ Час пик (1973)
но его поздние работы возвращаются к детской аудитории с высоким фэнтэзи:
§ Колдуны (1977)
§ Властелин колец (1978)
§ Огонь и лед (1983)
Новый Голливуд держит марку в 70х, отвечая на интерес публики к непростым “думательным” фильмам, в фокусе которых бунтари и антигерои:
§ Пять легких пьес (1970, Боб Рейфелсон)
§ Последний киносеанс (1971, Питер Богданович)
§ Пустоши (1973, Теренс Малик)
§ Кто-то пролетел над гнездом кукушки (1975, Милош Форман)
Роберт Олтмен – олицетворение интеллектуализма в кино США 70х. Его стиль – многохарактерные панорамы и деконструкция голливудской мифологии:
§ МЭШ (1971)
§ Долгое прощание (1973)
§ Нэшвилл (1975)
Фрэнсис Форд Коппола возрождает интерес к крупнобюджетным эпическим постановкам, сохраняя при этом высокую художественную планку:
§ Крестный отец (1972)
§ Крестный отец 2 (1974)
§ Апокалипсис сегодня (1979)
Стэнли Кубрик метит в величайшего киногения в истории США (вровень с Орсоном Уэллсом), продолжая снимать впечатляющие киноглыбы:
§ Барри Линдон (1976)
§ Сияние (1980)
§ Цельнометаллическая оболочка (1987)
В конце 70х Вуди Аллен эволюционирует из анархического пересмешника в большого мастера и влюбляет киноманов в свои истерично-болтологические комедии:
§ Энни Холл (1978)
§ Манхэттен (1979)
§ Пурпурная роза Каира (1987)
§ Преступления и проступки (1989)
Брайан де Пальма – самый искусный последователь Хичкока. От учителя он перинимает виртуозную оркестровку саспенсных сцен и готовность к экспериментам:
§ Сестры (1973)
§ Одетый для убийства (1980)
§ Прокол (1981)
§ Двойное тело (1984)
Мартин Скорсезе известен в первую очередь как эстетист кинонасилия, но иногда ему удаются вылазки в менее кровавые жанры (комедия и тд):
§ Яростный бык (1980)
§ Король комедии (1983)
§ Последнее искушение Христа (1988)
К началу 80х новый Голливуд становится слишком тяжеловесным и высоколобым:
§ Врата небес (1981, Майкл Чимино)
и проигрывает битву за зрителя (и за продюсерские деньги) новому развлекательному кино:
§ Челюсти (1975, Стивен Спилберг)
§ Звездные войны (1977, Джордж Лукас)
§ Чужой (1979, Ридли Скот)
Ситуационистское кино 70х использует коллаж как основной художественный прием, постоянно вступая в конфликт с необоснованно завышенным авторским правом:
§ Общество спектакля (1973, Ги-Эрнест Дебор)
§ Может ли диалектика разбивать кирпичи? (1973, Рене Вьене)
§ Дикий стрелок (1978, Крейг Болдуин)
В 70х на обоих атлантических берегах появляется радикально-феминистское кино:
§ Ванда (1970, Барбара Лоден)
§ Жанна Дильман (1975, Шанталь Акерман)
70е – первый расцвет ‘фильмов мести’. Авторы и зрители считают, что пришло время отвечать на зло злом, а на насилие – ультранасилием:
§ Последний дом по левую сторону (1972, Вес Крейвен)
§ Триллер – жестокий фильм (1974, Бу Вибениус)
§ Жажда смерти (1974, Майкл Уиннер)
§ Я плюю на ваши могилы (1977, Мел Зархи)
Тогда же в большом ходу ‘фильмы катастроф’. Из-за обилиьного участия в них постаревших звезд и из-за старомодного стиля, многие воспринимают их как ‘реванш старого Голливуда’:
§ Аэропорт (1970, Джордж Ситон)
§ Приключение Посейдона (1972, Роланд Ним)
§ Землятресение (1974, Марк Робсон)
§ Ад в поднебесьи (1975, Джон Гиллермин)
Фильмы ужасов в 70х становятся страшней и тошнотворней, не теряя при этом творческой силы и животного магнетизма:
§ Экзорцист (1973, Уильям Фридкин)
§ Техасская резня бензопилой (1974, Тоб Хупер)
§ Дрожь (1974, Дэвид Кроненберг)
§ Кэрри (1976, Брайан де Пальма)
Все теряется в 80х, когда жанр начинает погружение в болото безыскусных ‘подростковых слэшеров’ (teen slasher). Некоторые видные хорроры все же продолжают появляться:
§ Хэллоуин (1978, Джон Карпентер)
§ Зловещие мертвецы (1983, Сэм Рэйми)
§ Кошмар на улице вязов (1984, Уэс Крейвен)
Каннибалы – главные звезды итальянских хорроров 70х/80х, которые сдали в качестве, но прибавили в безбашенности и бесшабашности:
§ Холокост каннибалов (1979, Руджеро Деодато)
§ Апокалипсис каннибалов (1980, Антонио Маргерити)
§ Съеденные заживо (1980, Умберто Ленци)
§ Зеленый ад (Природа против) (1988, Антонио Климати)
Год 1981 становится годом оборотней в истории кинохоррора – почти одновременно в США выходят три неоклассичеких фильма о ликантропии:
§ Американский оборотень в Париже (1981, Джон Лэндис)
§ Вой (1981, Джо Данте)
§ Вольфен (Волки) (1981, Майкл Уодли)
Фантастика 80х охвачена мрачными видениями будущего, где всегда ночь:
§ Побег из Нью-Йорка (1981, Джон Карпентер)
§ Бегущий по лезвию (1982, Ридли Скот)
§ Бразилия (1984, Терри Гильям)
Студия Трома провозгашает себя производителем ‘самых плохих фильмов’. Начинается эпоха осознанного ‘плохого кино’:
§ Кровососущие уроды (1975, Джоэл Рид)
§ Токсический мститель (1985, Ллойд Кауфман)
§ Тромео и Джульетта (1996, Ллойд Кауфманн)
Французская ‘новая новая волна’ смешивает завоевания ‘новой волны’ с ‘традицией качества’. Тройку режиссеров 80х Бенекс-Бессон-Каракс аббревируют до Би-Би-Си (ВВС):
§ Дива (1981, Жан-Жак Бенекс)
§ Парень встречает девушку (1984, Лео Каракс)
§ Подземка (1987, Люк Бессон)
Француз Бертран Блие прекрасно чувствует zeitgeist 70х/80х в своих абсурдистских комедиях пронизанных сексом:
§ Вальсирующие (1974)
§ Приготовьте ваши платки (1978)
§ Холодные закуски (1979)
§ Вечернее платье (1986)
31.01.2012 в 15:48

Жан-Жак Анно пытается воссоздать быт первобытных и осветить жизненный путь медведя. Поверхностно-лакировачный стиль французского кино 80х достигает у Анно пика:
§ Битва за огонь (1981)
§ Имя розы (1986)
§ Медведь (1988)
В Испании 70х авторское кино прорывается сквозь путы франкистской диктатуры:
§ Анна и волки (1972, Карлос Саура)
§ Дух улья (1973, Виктор Эрисе)
§ Выкорми ворона (1975, Карлос Саура)
С начала 80х кино Пиринеев поднимает Педро Альмодовар. Его акцент – на женских персонажах и комическом постмодернизме:
§ Лабиринт страстей (1982)
§ Женщины на грани нервного срыва (1988)
§ Кика (1993)
К середине 80х братья Паоло и Витторио Тавиани становятся последними киногениями Италии ХХ века:
§ Отец хозяин (1977)
§ Ночь святого Лоренцо (1982)
§ Хаос (1984)
В СССР Георгий Данелия пытается относиться с юмором и иронией к своим предчувствиям больших изменений:
§ Мимино (1977)
§ Слезы капали (1983)
§ Кин Дза Дза (1987)
Венгерское кино 70х/80х прирастает видными авторами:
§ Синдбад (1971, Золтан Хусарик)
§ Мефисто (1981, Иштван Сабо)
§ Осенний альманах (1984, Бела Тарр)
Группа влиятельных авторов появляется в 80х в Канаде – как в англо-, так и во франкоязычной:
§ Закат американской империи (1986, Дени Аркан)
§ Зоопарк, ночь (1987, Жан-Клод Лозон)
§ Говорящие роли (1989, Атом Эгоян)
Немецкая большая тройка снимает в 80х большие шедевры:
§ Берлин Александерплац (1980, Райнер Вернер Фассбиндер)
§ Фицкарральдо (1982, Вернер Херцог)
§ Небо над Берлином (1987, Вим Вендерс)
Кино Исландии заявляет о себе викингичесими лентами Храфна Гуннлагссона:
§ Полет ворона (1984)
§ Тень ворона (1988)
§ Белый викинг (1992)
В Голландии также появляются режиссеры международной значимости – Паул Верхувен и Йос Стеллинг. Последний может обойтись в своих фильмах без единого слова:
§ Оранжевый солдат (1978, Паул Верхувен)
§ Иллюзионист (1983, Йос Стеллинг)
§ Четвертый человек (1983, Паул Верхувен)
§ Стрелочник (1986, Йос Стеллинг)
Новая Зеландия в 80х обгоняет Австралию по части имен и международных успехов:
§ Дворец разрушений (1981, Роджер Дональдсон)
§ Тихая земля (1985, Джефф Мерфи)
§ Ангел за моим столом (1990, Джейн Кэмпион)
Новый виток холодной войны в начале 80х рождает серию мрачных и натуралистичных фильмов о ядерном апокалипсисе, которые заставляют задуматься:
§ День после (1983, Николас Мейер)
§ Завещание (1983, Линн Литтман)
§ Нити (1985, Мик Джэксон)
Канадец Кроненберг и американец Линч с успехом документируют сюрреалистические кошмары, упраздняя многие предыдущие понятия об ужасе:
§ Голова Ластик (1977, Дэвид Линч)
§ Видеодром (1983, Дэвид Кроненберг)
§ Синий бархат (1986, Дэвид Линч)
§ Связанные насмерть (1988, Дэвид Кроненберг)
тему техногенного ужаса и бади-хоррора (‘body-horror’) Кроненберга похватывают в Японии:
§ Тецуо (1989, Синья Цукамото)
§ Звонок (1997, Хидео Наката)
80е радуются новой порно-классике:
§ Кафе плоть (1982, Стивен Саядиян)
§ Шлюхи новой волны (1987, Грегори Дарк)
Немецкие независимые хорроры 80х пускаются во все тяжкие:
§ Жестокое дерьмо (1987, Андреас Шнаас)
§ Некромантик (1989, Йорг Буттгерайт)
Эхо нуаров 40х прокатывается по Америке 80х/90х. Классика римейкируется, но гораздо интересней ‘пост-нуары’:
§ Жар тела (1981, Лоренс Каздан)
§ Сердце ангела (1987, Алан Паркер)
§ Убей меня снова (1989, Джон Дал)
§ Основной инстинкт (1992, Паул Верхувен)
Микеле Соави – последний великий мастер итало-ужасов и итало-готики:
§ Водолей (Страх сцены) (1987)
§ Церковь (1989)
§ Делламорте Делламоре (1994)
Кино Гонгконга демонстрирует мощь и свежесть в развлекательных жанрах. Джон Ву делает из сцен перестрелок изысканные балетные номера:
§ Блюз пекинской оперы (1986, Цуй Харк)
§ Город в огне (1987, Ринго Лам)
§ Лучшее завтра (1987, Джон Ву)
§ Киллер (1989, Джон Ву)
В середине 80х от долгого сна пробуждается китайское кино и тут же становится сенсацией международных фестивалей:
§ Желтая земля (1984, Чень Кайге)
§ Красный гаолян (1987, Чжан Имоу)
§ Синий воздушный змей (1993, Цзянь Чжуанчжуан)
На тех же фестивалях в 80х/90х большой успех имеют иранские фильмы:
§ Где дом моего друга? (1987, Аббас Киаростами)
§ Белый шар (1995, Джафар Панахи)
§ Момент невинности (1996, Мохсен Махмальбаф)
а также тайваньские:
§ Город грусти (1989, Хоу Сяо Сен)
§ День яркого солнца (1991, Эдвард Янг)
§ Река (1997, Цай Минь Лянь)
80е – расцвет африканского киноавторства. Государство Буркина-Фасо выходит в континентальные лидеры:
§ Божий дар (1982, Гастон Каборе)
§ Свет (1987, Сулейман Сиссе)
§ Бабушка (1989, Идрисса Уэдраого)
Этническое кино югослава Эмира Кустурицы (‘цыганского Феллини’) также завоевыает фестивали и простых зрителей:
§ Время цыган (1988)
§ Мечты Аризоны (1993)
§ Черная кошка, белый кот (1997)
Под занавес карьеры Акира Куросава создает широкие и красочные кинополотна:
§ Дерсу Узала (1976)
§ Тень война (1980)
§ Ран (1985)
§ Сны (1990)
Другой японский столп 80х – Сёхэй Имамура с жесткими и часто провокационными фильмами:
§ Я отмщен (1979)
§ Баллада о Нараяме (1983)
§ Черный дождь (1989)
В Британии 80х при поддержке правительства расцветает авангардное кино.
Появляется ‘проклятый поэт’ Дерек Джармен с историческими экскурсами и отчаянной адвокатурой гомосексуализма:
§ Караваджо (1986)
§ Виттгенштейн (1993)
§ Блю (1993)
Также появляется Питер Гринуэй с манией 17 века, традиционного секса и каталогирования всего живого и неживого. Его большой соавтор – композитор Майк Наймен:
§ Контракт рисовальщика (1982)
§ Зед и два нуля (1987)
§ Отсчет утопленников (1988)
Трансгрессивное кино (аналог панка в музыке) и кино Никакой волны (‘no wave’) взрывают застойное болото американского авангарда 70х:
§ Красавица становится чудовищем (1979, Вивьен Дик)
§ Полицейское государство (1987, Ник Зедд)
Среди интеллектуальной публики 80х популярны ‘мокументальные’ фильмы (to mock – надсмехаться). Некоторые пародии на документальное кино достигают высокого уровня:
§ Падения (1980, Питер Гринуэй)
§ Зелиг (1983, Вуди Аллен)
§ Это Спайнал Тэп (1984, Кристофер Гест)
Американец Годфри Реджо снимает абсолютное кино, вдохновляясь апокалиптическими предсказаниями индейцев хопи. Ведущую роль в его лентах играет музыка Филиппа Гласса:
§ Кояанискаци (1982)
§ Поваккаци (1988)
§ Накойкаци (2002)
Мексиканский автор Артуро Рипштейн уважаем во всем мире за бунюэлианские исследования безумной любви и зловещей страсти:
§ Место без границ (1977)
§ Королева ночи (1994)
§ Темно-малиновый (1996)
Поляк Анджей Жулавский обосновывается во Франции, где снимает свои лучшие ленты с уклоном в арт-эротику (часто с участием своей жены Софи Марсо):
§ Главное – любить (1975)
§ Одержимая (1981)
§ Мои ночи прекраснее ваших дней (1989)
Авторское кино 80х/90х серьезно принимается за танцевальную тему:
§ Бал (1982, Этторе Скола)
§ Кармен (1983, Карлос Саура)
§ Урок танго (1997, Салли Поттер)
В СССР – перестройка. С крушением цензуры авторы ищут вдохновение у неформальной молодежи и/или пускаются в сверхкритическую ‘чернуху’:
§ Игла (1987, Рашид Нугманов)
§ Асса (1988, Сергей Соловьев)
§ Замри, умри, воскресни (1989, Виталий Каневский)
§ Такси блюз (1990, Павел Лунгин)
Мрачное диссидентское кино 70х мутирует в постмодернистский некрореализм (еще более мрачный, но гораздо менее серьезный):
§ Санитары-обротни (1984, Евгений Юфит)
§ Мочеубийцы труполовы (1988, Андрей Мертвый)
§ Папа, умер дед Мороз (1992, Евгений Юфит)
Александр Сокуров возвышается сложной авторской фигурой с переваренными влияниями Тарковского и особым интересом к важным историческим персонам:
§ Дни затмения (1989)
§ Мать и сын (1997)
§ Молох (1999)
§ Телец (2001)
Голливуд создает новую развлекательную классику для неоконсервативных 80х:
§ Инопланетянин (1982, Стивен Спилберг)
§ Охотники за приведениями (1984, Айвен Рейтман)
§ Терминатор (1985, Джеймс Кэмерон)
§ Назад в будущее (1988, Роберт Земекис)
31.01.2012 в 15:48

Братья Цукеры и Джим Эйбрахамс пародируют эту классику с доселе невиданным абсурдистским размахом:
§ Аэроплан! (1980)
§ Совершенно секретно! (1984)
§ Голый пистолет! (1988)
§ Горячие головы! (1991)
Макабрический Тим Бертон добивается звания “главного сказочника Голливуда”:
§ Битлджюс (1988)
§ Бэтмен (1989)
§ Эдвард Руки-ножницы (1990)
Фэнтези фильмы 80х гипнотизируют детей и взрослых:
§ Экскалибур (1981, Джон Бурмен)
§ Зверь-мастер (1982, Дон Коскарелли)
§ Бесконечная история (1984, Вольфганг Петерсен)
§ Лабиринт (1986, Джим Хенсон)
Сильвестр Сталлоне и Арнольд Шварценеггер продвигают в своих актерских работах философию “мачизма” и “мочизма”. Обезвредить вертолет камнем – теперь не проблема:
§ Рокки (1976, Джон Эвилдсен)
§ Рэмбо (1982, Тед Котчефф)
§ Коммандо (1985, Марк Лестер)
§ Хищник (1987, Джон Мактирнен)
Американское независимое кино 80х/90х противостоит Голливуду. Возникает термин ‘арт-хаус’ – резервация для любителей ‘кино-не-для-всех’:
§ Возвращение семерки из Сикокуса (1980, Джон Сейлз)
§ Секс, ложь и видео (1989, Стивен Содерберг)
§ Мой штат Айдахо (1991, Гас ван Сант)
§ Бездельник (1991, Ричард Линклейтер)
Хэл Хартли и Тодд Солондз умеют выделится на фоне американских независимых мгновенно узнаваемыми манерами:
§ Простые люди (1992, Хэл Хартли)
§ Любитель (1994, Хэл Хартли)
§ Счастье (1998, Тодд Солондз)
Появляется афроамериканское авторское кино:
§ Ей это надо (1986, Спайк Ли)
§ Делай как надо (1989, Спайк Ли)
§ Парни из района (1991, Джон Синглтон)
Появляется радикальное гей-кино (“new queer cinema”):
§ Яд (1991, Тод Хейнс)
§ Оголенный провод (1992, Грег Араки)
Не отстает и лесбийский кинематограф:
§ Сердца пустыни (1985, Донна Дайтч)
§ Огонь (1996, Дипа Мехта)
§ Покажи мне любовь (Ебаный Омоль) (1998, Лукас Мудиссон)
Американцы Джон Хьюз и Эми Хекерлинг разрабатывают важнейший для 80х лексикон подростковых фильмов (teen movie):
§ Быстрые времена в школе Риджмонт (1982, Эми Хекерлинг)
§ Клуб Завтрак (1984, Джон Хьюз)
§ 16 свечей (1985, Джон Хьюз)
Джим Джармуш горячо любим фанатами арт-кино за поэтические затемнения кадров и изысканную медитативность:
§ Вниз по закону (1986)
§ Ночь на земле (1991)
§ Мертвец (1995)
Финн Аки Каурисмяки виртуозно смешивает модную в арт-кино поэзию недосказанности с жесткой хваткой в традициях классического Голливуда:
§ Ариэль (1989)
§ Девушка со спичечной фабрики (1989)
§ Жизнь богемы (1992)
В кино Бенелюкса периодически происходят интересные вспышки в жанрах триллера и европейского “арт-хауса”:
§ Исчезновение (1989, Джордж Слуицер)
§ Это случилось рядом с вами (1991, Реми Бельво, Андре Бонзель, Беноот Поелвоорде)
§ Северяне (1992, Алекс ван Вармердам)
События в бывшей Югославии волнуют как самих бывших югославов, так и западных кинематографистов:
§ Перед дождем (1994, Милчо Манчевич)
§ Добро пожаловать в Сараево (1997, Майкл Уинтерботтом)
§ Бочка с порохом (1998, Горан Паскалевич)
Англичане Кен Лоуч и Майк Ли переносят социалистический реализм на британскую почву. Фестивали встречают их фильмы с распростертыми обьятьями:
§ Жизнь хороша (1991, Майк Ли)
§ Обнаженные (1993, Майк Ли)
§ Божья коровка (1994, Кен Лоуч)
§ Земля и свобода (1995, Кен Лоуч)
Многие столпы французской Новой волны и 30 лет спустя продолжают усиленно работать:
§ Прекрасная спорщица (1991, Жак Риветт)
§ Церемония (1995, Клод Шаброль)
§ Моцарт навсегда (1996, Жан-Люк Годар)
После эмиграции во Францию поляк Кшиштоф Кеслевский снимает свои самые знаменитые упражнения в стиле (хотя многие скажут, что его польские работы лучше):
§ Двойная жизнь Вероники (1989)
§ Три цвета: синий (1993)
§ Три цвета: белый (1994)
§ Три цвета: красный (1994)
90е – апофеоз новой голливудской фабрики грез:
§ Терминатор 2 (1992, Джеймс Кэмерон)
§ Юрский парк (1993, Стивен Спилберг)
§ Титаник (1997, Джеймс Кэмерон)
В США середины 90х на авансцену выходит постмодернистское кино основанное на цитатах и отсылках.
31.01.2012 в 15:49

В его главе быстро становится ‘пожиратель кино’ Квентин Тарантино. Его фильмы переполнены цитатами и отсылками на культовую классику 70х/80х:
§ Бешенные псы (1992)
§ Криминальное Чтиво (1994)
§ Джеки Браун (1997)
Братья Коэны предпочитают цитировать классику Голливуда 30х/40х и противопоставляют тарантиновскому ультранасилию тонкую иронию и лихую эксцентрику:
§ Бартон Финк (1993)
§ Фарго (1996)
§ Большой Лебовски (1998)
Оливер Стоун расследует политические скандалы, шокирует и провоцирует:
§ Взвод (1986)
§ Рожденный четвертого июля (1989)
§ Джей Эф Кей (1991)
§ Прирожденные убийцы (1994)
Эйбл Феррара также склонен к шокингу и провокации, что не мешает его фильмам выходить на серьезные проблемы и выделятся отточенностью стиля:
§ Король Нью-Йорка (1990)
§ Плохой лейтенант (1992)
§ Похитители тел (1993)
Наркотики все чаще становятся горячей темой и свидетельством стиля в арт-фильмах 90х:
§ Аптечный ковбой (1989, Гас ван Сант)
§ Трэйнспоттинг (1996, Дэнни Бойл)
§ Страх и ненависть в Лас Вегасе (1998, Терри Гильям)
§ Кислотный дом (1998, Пол Макгиган)
‘Фильмы мести’ получают в 90х второе рождение и имеют большую популярность по всему миру:
§ Падение (1993, Джоэл Шумахер)
§ Окраина (1997, Петр Луцик)
§ Ворошиловский стрелок (1999, Станислав Говорухин)
§ Реальный вымысел (2000, Ким Ки-дук)
Иксерское кино романтизирует возраст ‘двадцать с чем-то’ (‘поколение икс’) и адаптирует литературную классику (в основном Шекспира) к реалиям конца тысячилетия:
§ Перед рассветом (1994, Ричард Линклейтер)
§ Реальность кусается (1994, Бен Стиллер)
§ Гамлет (1996, Майкл Алмерейда)
§ 10 причин моей ненависти (1999, Джил Джангер)
Рулевой авторского кино датчанин Ларс фон Трир снимает гиперреалистичные фильмы на ‘трясущуюся’ цифровую камеру в 90х, а в 00х отчаянно экспериментирует:
§ Рассекая волны (1996)
§ Идиоты (1998)
§ Танцующая во тьме (2000)
§ Догвиль (2005)
Европейское кино 90х/00х противопоставляет голливудской зрелищности суровый и проникновенный реализм (в рамках манифеста Догма 95 и вне его):
§ Торжество (1997, Томас Винтерберг)
§ Последняя песнь Мифуне (1999, Сёрен Краг Якобсен)
§ Сын (2002, братья Дарденны)
§ Просветление (2003, Жан-Марк Барр)
В благополучной Европе начала тысячилетия очень скучно жить и некоторые режиссеры бросаются на поиски шокинга и грязи. Грязный сортир становится символом артхауса:
§ Интим (2001, Патрис Шеро)
§ Пианистка (2001, Михаэль Ханеке)
§ Необратимость (2002, Гаспар Ноэ)
В благополучных США налицо те же тенденции:
§ Бойцовский клуб (1999, Дэвид Финчер)
§ Кен Парк (2002, Ларри Кларк)
Американские братья Фарелли возглавляют популярный в 90х стиль комедии ‘гросс-аут’ (‘gross-out’) с фиксацией на кривляниях и физиологических функциях организма:
§ Тупой, еще тупее (1994)
§ Кое-что о Мэри (1998)
Американец Кевин Смит аппелирует к более продвинутой аудитроии в своих ниспровергательских комедиях:
§ Клерки (1994)
§ Крысы супермаркета (1995)
§ В погоне за Эми (1997)
§ Догма (1999)
Француз Жан-Пьер Жене (иногда вместе с французом Марселем Каро) снимает причудливые и извилистые фантазии на тему современности к восторгу многочисленных поклонников:
§ Деликатесы (1991)
§ Амели (2001)
Хулио Медем и Алекс де ла Иглесиа – лидеры испанского кино 90х (Медем – баск):
§ Рыжая белка (1993, Хулио Медем)
§ День зверя (1995, Алекс де ла Иглесиа)
§ Земля (1996, Хулио Медем)
§ Пердита Дуранго (1997, Алекс де ла Иглесиа)
Чех Ян Шванкмайер захватывает пальму первенства в восточноевропейском и мировом авангарде, отвечая на возросший интерес публики к макабру:
§ Алиса (1988)
§ Фауст (1994)
§ Конспираторы наслаждений (1996)
§ Полено (2000)
Гай Мэддин – другой выдающийся авангардист периода смены тысячилетий. Фильмы канадца заново раздувают пламя немого кинематографа, адаптируя его к современным ритмам:
§ Сказки госпиталя Гимли (1988)
§ Осторожно (1993)
§ Сердце мира (2000)
§ Дракула, страницы из дневника девственницы (2002)
Украинка Кира Муратова достигает к началу ХХI века пика своего шизофренического творчества, становясь важнейшей женщиной-киноавтором в истории:
§ Астенический синдром (1989)
§ Чувствительный миллиционер (1992)
§ Второстепенные люди (2001)
§ Чеховские мотивы (2002)
Лидер португальской режиссуры Маноэль де Оливейра, обладатель неправдоподобно длинной карьеры в кино, продолжает активную работу на десятом десятке:
§ Доуру, тяжелый труд на реке (1928)
§ Глупый Аники (1942)
§ Каннибалы (1988)
§ Христофор Колумб – загадка (2007)
Новое поколение латиноамериканских режиссеров привлекает к себе большое артхаусное внимание:
§ Не умирай не сказав куда уходишь (1995, Элисео Субиела)
§ Сука любовь (2000, Алехандро Иньярриту)
§ Город бога (2002, Катя Лунд, Фернандо Мейрейес)
В начале тысячилетия подъем переживает исландское авторское кино:
§ Ангелы вселенной (2000, Фридрик Тор Фридрикссон)
§ 101 Рейкьявик (2000, Балтазар Кормакур)
§ Ной альбинос (2003, Дагур Кари)
Азиатское авторы 90х/00х впереди планеты по стилевому великолепию, эстетизации насилия и свежести.
Бывший комик Такэси Китано пропагандирует японский юмор, японское насилие, японскую созерцательность и японский стиль в стильных арт-фильмах, часто с собственным участием:
§ Сонатина (1993)
§ Кикудзиро (1998)
§ Куклы (2002)
Вонг Кар-Вай из Гонгконга наследует французской Новой волне в съемках неуловимого воздуха, не доверяя написанным сценариям:
§ Чунгкинский экспресс (1994)
§ Падшие ангелы (1995)
§ Настроение любви (2000)
Ким Ки-Дук из Южной Кореи снимает в жестко-романтической манере с вкраплениями азиатского гипернасилия и идей буддизма:
§ Остров (2000)
§ Весна, лето, осень, зима… и снова весна (2003)
§ Самаритянка (2004)
Киёси Куросава приобретает славу самого вдумчивого и глубокого мастера джей-хоррора (японских фильмов ужасов):
§ Лечение (1997)
§ Харизма (1999)
§ Пустая иллюзия (1999)
§ Пульс (2001)
Другой мастер джей-хоррора и японского культ-кино – Такаси Миике. Известен гипер-динамичным монтажом и невиданной плодотворностью (снимает по 4 фильма в год):
§ Кинопроба (1999)
§ Мертвым или живым (2000)
§ Ити – наемный убийца (2001)
Японские ‘аниме’ завоевывают мир. Многие находят их слишком странными, но в 90х/00х это больше комплимент:
§ Акира (1989, Мамору Осии)
§ Принцесса Мононоке (1997, Хайао Миядзаки)
§ Унесенные призраками (2001, Хайао Миядзаки)
В рамках стиля wu xia (‘у ся’ или просто ‘вуксия’) мастера боевых искусств больше не берут во внимание всемирное притяжение. Китай старается переплюнуть Голливуд в зрелищности:
§ Крадущийся тигр, притаившийся дракон (2000, Ли Ан)
§ Герой (2002, Чжан Имоу)
§ Дом летающих кинжалов (2004, Чжан Имоу)
На стыке миллениумов влияние на кинематограф компьютерной графики, клиповой эстетики и идей киберпанка очень трудно переоценить:
§ Беги, Лола, беги (1998, Том Тыквер)
§ Матрица (1999, Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
§ Равновесие (2002, Курт Виммер)
Эксперимент Майка Фиггиса по делению экрана на четыре части оказывается удачным:
§ Тайм код (2000)
С успехом возрождается традиция сборных фильмов-антологий объединенных одной идеей:
§ На десять минут старше: виолончель (2002, Бернардо Бертолуччи, Майк Фиггис, Жан-Люк Годар, Фолькер Шлёндорф, Майкл Рэдфорд, Иштван Сабо и др.)
§ На десять минут старше: труба (2002, Виктор Эрисе, Вернер Херцог, Джим Джармуш, Чэнь Кайге, Аки Каурисмяки, Спайк Ли, Вим Вендерс)
§ 11 сентября (2002, Сёхэй Имамура, Клод Лелуш, Кен Лоуч, Мира Наир, Данис Танович, Самира Махмальбаф, Юсеф Шахин, Идрисса Уэдраого, Алехандро Иньяриту и др.)
Новозеландец Питер Джексон совершает самую головокружительную карьеру в киноистории – от любительского трэш-хоррора до мегабюджетных блокбастеров (лучше бы не совершал):
§ Плохой вкус (1987)
§ Небесные создания (1994)
§ Властелин колец (2001)
Голливуд начала тысячилетия погружается в бесплодную трясину римейков и сиквелов:
§ Одиннадцать друзей Оушена (2001, Стивен Содерберг)
§ Ванильные небеса (2001, Кэмерон Кроу)
§ Звездные войны: атака клонов (2002, Джордж Лукас)
Датская студия Центропа (под началом Ларса фон Трира) снимает серию высококачественных порно-фильмов. Под их впечатлением в некоторых странах подумывают о легализации порно:
§ Констанс (1998, Кнуд Вестерков)
§ Розовая тюрьма (1999, Лисбет Люнгхофт)
§ Все об Анне (2005, Джессика Нильсон)
Майкл Мур занимает нишу язвительного обличителя-документалиста и виртуозного жонглера фактами в далекой от совершенства Америке начала XXI века:
§ Боулинг в Колумбине (2002)
§ Фаренгейт 9/11 (2004)
Крупные режиссеры-авторы скучают по простому кино с простыми человеческими отношениями:
§ Простая история (1999, Дэвид Линч)
§ Настройщик (2004, Кира Муратова)
§ Сломанные цветы (2005, Джим Джармуш)
31.01.2012 в 15:52

- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Мы сняли чих раньше, чем поцелуй. Прекрасный мир!
31.01.2012 в 16:07

Любопытно, я почти все это видела (и не только, конечно).
31.01.2012 в 17:53

Satan, arent you proud of me?
о это чудо, это правда чудо. ноосфера подкидывает или как, но мне это пришло так вовремя! Как раз, когда мне надо было говорить об истории кино! Спасибо!!!!!