В мировой светописи пикториализм утвердился в самом начале нашего столетия. Корни его - в живописных опытах последней трети ХIХ века, главный признак - обобщенный рисунок изображения. Его сходство с живописью - очевидно.
Как меняется в связи с этим наше восприятие? Обобщая изображение (убирая детали), фотограф мыслит не поверхностью, а пространством - в глубину, что позволяет в идеале превращать объект в мистический символ. Но превращение может происходить двумя путями. Первый - специальные позитивные процессы, в которых решающую роль играет индивидуальная технология, то есть искусство рук. Первичный рисунок при этом забивается (краской, растром и т. п.), утрачивается. Второй путь - съемка мягкорисующими объективами, сохраняющая драгоценную оптическую связь изображения с натурой. Разграничение здесь принципиально: по одну сторону - эстетика живописи, по другую - чистая фотография, сколь бы живописным ни выглядело изображение. Здесь и начинаются чудеса. Расторможенное пространство буквально оживает и начинает игру со временем, затягивая взгляд и заставляя его следить за объектом. Дело может дойти до обратной временной перспективы, когда объект принимает облик далекого прошлого, в котором с недоумением замечаешь отдельные современные черты.
Такое временное преображение возможно только в духе, никогда - в материи. Впервые это свойство оптического пикториализма поразило меня в ранних портретных опытах еще в 1979 году. Давно знакомое лицо со стертыми национальными и сословными признаками вдруг явно "вспоминало" безвестную итальянскую прабабушку или родовитого дворянского дедушку. Откровения о внутреннем были еще неожиданней, но их не опишешь.
В последнее время в среде фотографов наблюдается повышенное внимание к использованию в своей работе монокля. На собраниях обсуждаются способы смягчения изображения, демонстрируются самодельные конструкции монокля, на выставках появляются фотографии в стиле пикториализма. В фотографических журналах приводятся примеры, как с помощью монокля можно "облагородить" получаемое изображение. Чем же вызван такой всплеск интереса к пикториализму в современной фотографии?
Пикториализм, как направление в художественной фотографии, оформился в конце ХIХ века и просуществовал в мире до конца 1920-х годов. Направление, основанное на стилевых концепциях модерна, положившее во главу угла идеи красоты в искусстве, первое серьезное испытание получило во время Первой мировой войны. Фотография стала бурно развиваться по пути максимального использования документальности получаемого изображения.
Однако уже начиная с конца 1920-х годов, пикториальная фотография находилась на стадии своего творческого заката, художественные возможности направления были исчерпаны, и в любом случае в фотографии произошла бы смена направления.
В СССР пикториальная фотография, как и другие течения в искусстве, продержалась до середины 1930-х годов, когда волевым усилием был насажден социалистический реализм.
И вот по прошествии достаточно большого промежутка времени наблюдается возвращение пикториальной фотографии. (Наверное, любое искусство развивается по спирали.) Сегодня, возвращаясь к пикториализму, необходимо понять современные эстетические основы этого направления.
Изучая большинство современных пикториальных работ, приходишь к выводу, что они в художественном отношении не дотягивают даже до работ, сделанных сто лет назад. Все те же красивые и даже чересчур красивые пейзажи с нависшими облаками, "облагороженные" моноклем натюрморты, заштампованные обнаженные натуры. Но в этих художественных фотографиях, как правило, нет новых творческих решений и находок. Для сравнения нужно только посмотреть работы классиков пикториализма, особенно зарубежного, начала ХХ века.
Какой смысл повторять идеи, отработанные сто лет назад, не внося ровным счетом ничего нового? С другой стороны, любая фотография имеет право на жизнь. Нужно лишь понимать ее место в общем контексте развития фотографии.
Монокль для многих фотографов служит панацеей от творческой пустоты. Необычная красота мягкорисующей оптики сглаживает в глазах широкого зрителя отсутствие художественной идеи у автора. Поэтому за эффектным техническим приемом скрывается все большее количество неинтересных фотографий. В данном случае первичным по отношению к творческому замыслу у фотографа является использование мягкорисующей оптики, а не стремление выразить свою художественную задачу наилучшим образом.
Для многих начинающих фотографов монокль становится чем-то вроде детской болезни, которой нужно переболеть и лучше без каких-либо творческих последствий. Недаром еще в 1914 году один из самых ярких представителей российского пикториализма Трапани писал: "И надо правду сказать, что печатать на гумми и снимать моноклем не есть единственный путь к достижению художественности".
Вот читал нам лекции Георгий Колосов, классик российского монокля. Совершенно вдарившийся в религию человек, но гений из него так прет, что даже это не помешло его слушать.
Монокль не моя страсть, а пиктореализм не все, что мне кажется художественным в фотографии, но это такой динозавр, что с его величием может сравнятся разве что репортажная съемка.
я хотела в вопросе дописать в скобках "до фотошопа", потом передумала, так как решила, что вопрос очевиден и относится только к фотику (раз я спрашиваю про объектив ).
Вообще-то нельзя. Рисунок монокля неповторим, потому как смазанное вазелином стекло или софт-фильтр надетый на объектив, размывают все границы, а монокль оставляет четкой грань между черным и белым но заставляет белую точку светиться (т.н. оберации).
Как меняется в связи с этим наше восприятие? Обобщая изображение (убирая детали), фотограф мыслит не поверхностью, а пространством - в глубину, что позволяет в идеале превращать объект в мистический символ. Но превращение может происходить двумя путями. Первый - специальные позитивные процессы, в которых решающую роль играет индивидуальная технология, то есть искусство рук. Первичный рисунок при этом забивается (краской, растром и т. п.), утрачивается. Второй путь - съемка мягкорисующими объективами, сохраняющая драгоценную оптическую связь изображения с натурой. Разграничение здесь принципиально: по одну сторону - эстетика живописи, по другую - чистая фотография, сколь бы живописным ни выглядело изображение. Здесь и начинаются чудеса. Расторможенное пространство буквально оживает и начинает игру со временем, затягивая взгляд и заставляя его следить за объектом. Дело может дойти до обратной временной перспективы, когда объект принимает облик далекого прошлого, в котором с недоумением замечаешь отдельные современные черты.
Такое временное преображение возможно только в духе, никогда - в материи. Впервые это свойство оптического пикториализма поразило меня в ранних портретных опытах еще в 1979 году. Давно знакомое лицо со стертыми национальными и сословными признаками вдруг явно "вспоминало" безвестную итальянскую прабабушку или родовитого дворянского дедушку. Откровения о внутреннем были еще неожиданней, но их не опишешь.
Пикториализм, как направление в художественной фотографии, оформился в конце ХIХ века и просуществовал в мире до конца 1920-х годов. Направление, основанное на стилевых концепциях модерна, положившее во главу угла идеи красоты в искусстве, первое серьезное испытание получило во время Первой мировой войны. Фотография стала бурно развиваться по пути максимального использования документальности получаемого изображения.
Однако уже начиная с конца 1920-х годов, пикториальная фотография находилась на стадии своего творческого заката, художественные возможности направления были исчерпаны, и в любом случае в фотографии произошла бы смена направления.
В СССР пикториальная фотография, как и другие течения в искусстве, продержалась до середины 1930-х годов, когда волевым усилием был насажден социалистический реализм.
И вот по прошествии достаточно большого промежутка времени наблюдается возвращение пикториальной фотографии. (Наверное, любое искусство развивается по спирали.) Сегодня, возвращаясь к пикториализму, необходимо понять современные эстетические основы этого направления.
Изучая большинство современных пикториальных работ, приходишь к выводу, что они в художественном отношении не дотягивают даже до работ, сделанных сто лет назад. Все те же красивые и даже чересчур красивые пейзажи с нависшими облаками, "облагороженные" моноклем натюрморты, заштампованные обнаженные натуры. Но в этих художественных фотографиях, как правило, нет новых творческих решений и находок. Для сравнения нужно только посмотреть работы классиков пикториализма, особенно зарубежного, начала ХХ века.
Какой смысл повторять идеи, отработанные сто лет назад, не внося ровным счетом ничего нового? С другой стороны, любая фотография имеет право на жизнь. Нужно лишь понимать ее место в общем контексте развития фотографии.
Монокль для многих фотографов служит панацеей от творческой пустоты. Необычная красота мягкорисующей оптики сглаживает в глазах широкого зрителя отсутствие художественной идеи у автора. Поэтому за эффектным техническим приемом скрывается все большее количество неинтересных фотографий. В данном случае первичным по отношению к творческому замыслу у фотографа является использование мягкорисующей оптики, а не стремление выразить свою художественную задачу наилучшим образом.
Для многих начинающих фотографов монокль становится чем-то вроде детской болезни, которой нужно переболеть и лучше без каких-либо творческих последствий. Недаром еще в 1914 году один из самых ярких представителей российского пикториализма Трапани писал: "И надо правду сказать, что печатать на гумми и снимать моноклем не есть единственный путь к достижению художественности".
Монокль не моя страсть, а пиктореализм не все, что мне кажется художественным в фотографии, но это такой динозавр, что с его величием может сравнятся разве что репортажная съемка.
а что из себя представляет монокль?
Создает вот такой мягкий, светящийся рисунок.
Вообще-то нельзя.