рабочее. фаянсГончарное дело. Чернолощенная керамика
***
Третья глава «История появления н развития фаянсового производства в Российской империи» состоит из двух параграфов. В ней рассмотрена проблема становление отечественной фаянсовой промышленности и дана многоплановая характеристика основных центров й направлений производства российского фаянса,
В первом параграфе раскрывается история формирования, технологические, художественные особенности и специфика распространения традиций фаянсового производства в России.
Русский фаянс занимает видное место в истории всей отечественной керамики. В отличие от западноевропейского полуфаянса и фаянса, которые предшествовали возникновению фарфора и
были на его пути развития как бы пробным камнем, русский фаянс развивается параллельно с фарфором, по времени даже несколько отставая от него. Настоящие фаянсовые заводы возникли в России лишь в начале XIX века, когда в фарфоровой промышленности уже завоевали всемирную славу Императорский фарфоровый завод и завод Гарднера В Вербилках.
Зародившись XVIII веке (по официальным данным, при вступлении на престол Екатерины II в России уже существовало 5 фаянсовых заведения)1, производство тонкого фаянса в России уже в первой четверти XIX века складывается в заметную для того времени промышленную ветвь, насчитывавшую значительное количество заводов во многих губерниях государства.
Двумя крупнейшими фаянсовыми заводами, начавшими свою деятельность в первое десятилетие XIX века, то есть шедшими в авангарде русского фаянсового производства, были Казенный Киево - Межигорский завод и завод Ауэрбаха в Тверской губернии. Несколько позже, чем в центральной России, появляются небольшие фаянсовые заводы на Урале. Они были очень несовершенны по технологии и оснащенности. Продукция их груба и достаточно примитивна, целиком основана на ручном труде. Также для общей картины развития русского фаянса существенно то обстоятельство, что среди многочисленных фарфоровых заводов XIX века насчитывается большое количество гжельских заводов и мелких производств, ранее изготовлявших майолику, а в XIX веке освоивших фаянс и полуфаянс.2
Расцвет русского фаянса падает на первую половину XIX века, когда фаянсовая промышленность в стране находится на подъеме, возникают новые заводы, фаянс изготавливается высокого художественного и технологического качества. Интерес к этому новому виду промышленности нарастает.
Возникновение значительного числа предприятий во второй четверти XIX века и увеличение выпуска фаянсовых изделий привело к смене декорирующих технологий. Дорогая ручная роспись была заменёна более дешевым механическим способом декорирования печатным рисунком (с гравировальной доски йолучали до ста отпечатков). Самое широкое использование получили печатные рисунки на фаянсовых изделиях купеческих и крестьянских предприятий.
Все фаянсовые заводы работали на продажу, поэтому их продукция, входя в быт широких кругов населения, во многом и определялась нуждами и вкусами этих кругов. Устойчивость, даже консервативность художественного языка русского фаянса объясняется, видимо, тем, что он, в отличие от фарфора, никогда не расценивался как предмет роскоши и употреблялся в повседневной жизни.3
' См.: В. Большова. Очерк истории мануфактур в Госсии. -Спб. 1883. ' Бубнова Е. Старый руссхий фаянс. - М.1973. - С. 6. Бубнова Е. Старый русский фаянс. - М. 1973. • С. 10.
Во второй половине XIX века фаянсовая промышленность была охвачена общими для пореформенной России изменениям! в экономике, обусловленными вступлением страны на путь капитализма. «Переход от мануфактуры к фабрике знаменует полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера».1 Быстрыми темпами развивается промышленность, торговля, транспорт. Множество мелких фарфорово - фаянсовых предприятий разоряется и прекращает свое существование.
Во второй половине XIX века и, особенно, в третьей четверти XIX столетия Гжельский керамический район переживает тяжелый кризис: множество заводов ликвидируется, вместе с тем возникают новые, часто недолговечные предприятия. К концу века в России большое число фаянсовых и фарфоровых предприятий были объединены в руках крупных монополистов. Самой яркой фигурой стал Матвей Сидорович Кузнецов, организовавший в 1887 году «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
На общем фоне активной капиталистической деятельности керамической промышленности России, выделяются два очага декоративного искусства, где творчески подходят к керамике, и в которых художников волнуют вопросы высокого искусства. Это были мастерская Строгановского училища в Москве и Абрамцевский гончарный завод.
В начале XX веке начинается эпоха глобальных перемен. Во всех отраслях промышленности шел поступательный процесс концентрирования и расширения производства, активного внедрения совершенных для того времени технологий. В фарфорово - фаянсовой промышленности сразу и довольно отчетливо выделились самостоятельные отрасли: традиционная - посудная и новые — электротехническая, архитектурно - строительная и сантехническая. В новых условиях начался и новый этап развития российской фаянсовой промышленности.
Второй параграф полностью посвящен исследованию истории возникновения, развития, а также технологических, художественных особенностей фаянсовых предприятий, формировавших основные традиции и оказывавших решающее влияние на общее развитие отечественного фаянсового производства. Здесь рассмотрены такие производящие фаянс предприятия как Казенный Киево - Межигорский фаянсовый завод; завод С.Я. Поскочина под Петербургом; в Гжельском районе: фабрики братьев Ивана, Петра и Алексея Евтегнеевичей Барминых; братьев Ивана, Тихона и Семена Новых в д. Кузяево Богородского уезда, братьев Федора и Петра Тереховых и А. Л. Киселева в с. Речицы Бронницкого уезда; и предприятия Тверской губернии завод А. Я. Аурбаха, фабрика Щиробокова в Вышневолоцком уезде, предприятие Н. А. Гужовав д.Чернятка и др.
Диссертации по гуманитарным наукам - cheloveknauka.com/istoriya-razvitiya-farforo-fa...
***
Третья глава «История появления н развития фаянсового производства в Российской империи» состоит из двух параграфов. В ней рассмотрена проблема становление отечественной фаянсовой промышленности и дана многоплановая характеристика основных центров й направлений производства российского фаянса,
В первом параграфе раскрывается история формирования, технологические, художественные особенности и специфика распространения традиций фаянсового производства в России.
Русский фаянс занимает видное место в истории всей отечественной керамики. В отличие от западноевропейского полуфаянса и фаянса, которые предшествовали возникновению фарфора и
были на его пути развития как бы пробным камнем, русский фаянс развивается параллельно с фарфором, по времени даже несколько отставая от него. Настоящие фаянсовые заводы возникли в России лишь в начале XIX века, когда в фарфоровой промышленности уже завоевали всемирную славу Императорский фарфоровый завод и завод Гарднера В Вербилках.
Зародившись XVIII веке (по официальным данным, при вступлении на престол Екатерины II в России уже существовало 5 фаянсовых заведения)1, производство тонкого фаянса в России уже в первой четверти XIX века складывается в заметную для того времени промышленную ветвь, насчитывавшую значительное количество заводов во многих губерниях государства.
Двумя крупнейшими фаянсовыми заводами, начавшими свою деятельность в первое десятилетие XIX века, то есть шедшими в авангарде русского фаянсового производства, были Казенный Киево - Межигорский завод и завод Ауэрбаха в Тверской губернии. Несколько позже, чем в центральной России, появляются небольшие фаянсовые заводы на Урале. Они были очень несовершенны по технологии и оснащенности. Продукция их груба и достаточно примитивна, целиком основана на ручном труде. Также для общей картины развития русского фаянса существенно то обстоятельство, что среди многочисленных фарфоровых заводов XIX века насчитывается большое количество гжельских заводов и мелких производств, ранее изготовлявших майолику, а в XIX веке освоивших фаянс и полуфаянс.2
Расцвет русского фаянса падает на первую половину XIX века, когда фаянсовая промышленность в стране находится на подъеме, возникают новые заводы, фаянс изготавливается высокого художественного и технологического качества. Интерес к этому новому виду промышленности нарастает.
Возникновение значительного числа предприятий во второй четверти XIX века и увеличение выпуска фаянсовых изделий привело к смене декорирующих технологий. Дорогая ручная роспись была заменёна более дешевым механическим способом декорирования печатным рисунком (с гравировальной доски йолучали до ста отпечатков). Самое широкое использование получили печатные рисунки на фаянсовых изделиях купеческих и крестьянских предприятий.
Все фаянсовые заводы работали на продажу, поэтому их продукция, входя в быт широких кругов населения, во многом и определялась нуждами и вкусами этих кругов. Устойчивость, даже консервативность художественного языка русского фаянса объясняется, видимо, тем, что он, в отличие от фарфора, никогда не расценивался как предмет роскоши и употреблялся в повседневной жизни.3
' См.: В. Большова. Очерк истории мануфактур в Госсии. -Спб. 1883. ' Бубнова Е. Старый руссхий фаянс. - М.1973. - С. 6. Бубнова Е. Старый русский фаянс. - М. 1973. • С. 10.
Во второй половине XIX века фаянсовая промышленность была охвачена общими для пореформенной России изменениям! в экономике, обусловленными вступлением страны на путь капитализма. «Переход от мануфактуры к фабрике знаменует полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера».1 Быстрыми темпами развивается промышленность, торговля, транспорт. Множество мелких фарфорово - фаянсовых предприятий разоряется и прекращает свое существование.
Во второй половине XIX века и, особенно, в третьей четверти XIX столетия Гжельский керамический район переживает тяжелый кризис: множество заводов ликвидируется, вместе с тем возникают новые, часто недолговечные предприятия. К концу века в России большое число фаянсовых и фарфоровых предприятий были объединены в руках крупных монополистов. Самой яркой фигурой стал Матвей Сидорович Кузнецов, организовавший в 1887 году «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
На общем фоне активной капиталистической деятельности керамической промышленности России, выделяются два очага декоративного искусства, где творчески подходят к керамике, и в которых художников волнуют вопросы высокого искусства. Это были мастерская Строгановского училища в Москве и Абрамцевский гончарный завод.
В начале XX веке начинается эпоха глобальных перемен. Во всех отраслях промышленности шел поступательный процесс концентрирования и расширения производства, активного внедрения совершенных для того времени технологий. В фарфорово - фаянсовой промышленности сразу и довольно отчетливо выделились самостоятельные отрасли: традиционная - посудная и новые — электротехническая, архитектурно - строительная и сантехническая. В новых условиях начался и новый этап развития российской фаянсовой промышленности.
Второй параграф полностью посвящен исследованию истории возникновения, развития, а также технологических, художественных особенностей фаянсовых предприятий, формировавших основные традиции и оказывавших решающее влияние на общее развитие отечественного фаянсового производства. Здесь рассмотрены такие производящие фаянс предприятия как Казенный Киево - Межигорский фаянсовый завод; завод С.Я. Поскочина под Петербургом; в Гжельском районе: фабрики братьев Ивана, Петра и Алексея Евтегнеевичей Барминых; братьев Ивана, Тихона и Семена Новых в д. Кузяево Богородского уезда, братьев Федора и Петра Тереховых и А. Л. Киселева в с. Речицы Бронницкого уезда; и предприятия Тверской губернии завод А. Я. Аурбаха, фабрика Щиробокова в Вышневолоцком уезде, предприятие Н. А. Гужовав д.Чернятка и др.
Диссертации по гуманитарным наукам - cheloveknauka.com/istoriya-razvitiya-farforo-fa...
@темы: работа