рабочее неинтересноеhomecat.livejournal.com/1448202.html
ratings.7ya.ru/schools/
rsc-gai.livejournal.com/182021.html
все школы в жж
43
список вилли
про поливанову
а вот интересное, которое я решила вытащить наверх
это текст гениальной учительницы поливановой, создавшей малую школу, о которой я сейчас пишу (и просто схожу с ума от зависти к детям, которые могут там учиться - это ж какой старт шикарный и безболезненный дается)
Меморандум 1
бесплатные советы начинающим
Учительский труд дело тяжелое и неблагодарное.
Тем мучительнее он становится, чем больше начинающий склонен к обольщению, идущему от двух распространенных предрассудков. Первый: что, мол, знать учитель должен немного, вроде „чуть больше своих учеников”; второй: что труд всегда вознаграждается любовью и преданностью учеников.
И то, и другое — неправда. Начну со второго предрассудка. Если и полюбит вас кто-нибудь из ваших учеников, то не больше чем любой другой, с кем вас сведет жизнь, за то, какой вы, если такого стоит любить.
читать дальшеПочему этот предрассудок опасен?
Во-первых, потому, что не ждите — разочарование опасно; во-вторых, не ищите этой любви, этой благодарности. Вы не клоун — ему поклонение публики; уподобляйте себя скорее уж зубному врачу; делайте смело свое дело — хорошо и твердо, не оглядываясь на то, доволен ли пациент вашими манипуляциями. Если вы не очень злы по нраву, вы конечно, постараетесь причинить боли своему пациенту не побольше, а поменьше. Среди учителей, к сожалению, много садистов, но к вам это не относится.
О втором предрассудке. Главное то, что если вы разбираетесь в предмете лишь слегка, немного больше, чем требуется от ваших подопечных, вам самому будет скучновато, и вы невольно перенесете свое внимание и свой пристальный интерес с предмета на аудиторию. А это — гибель. Вы попадете в капкан, из которого выйти почти невозможно. Вот вы еще утешаете себя и оправдываете: я думаю о ближнем, о Жене, о Филиппе, о Мише... А на самом-то деле, уже о себе. Что же это Женя меня не понимает, моим предметом не интересуется, меня не уважает, не любит... Да плюнь ты на Женю и вспомни об эффекте забора Тома Сойера.
Всякое актерство и лицедейство в нашем ремесле бесспорный вред. Поэтому я сдержанно отношусь к учителям-артистам. Учителю, одаренному большим артистизмом, всегда труднее достичь удовлетворительных результатов. Парадоксально? Это известный факт. Дело ваше очень серьезное и оно несовместимо с дешевым успехом.
Итак, вы — не актер, и не клоун. Итак, единственный бензин, на котором можно ехать — это ваше искреннее увлечение "краской забора". Эту искреннюю и бескорыстную привязанность к предмету взять негде до тех пор, пока вы не встанете в позу проникновения в предмет, который вы преподаете. Вы должны найти ту единственную позу (для каждой пары «предмет – учитель» — свою), встав в которую, предмет начнет вас засасывать неизбежно и помимо вашей воли. Одного затягивает воронка организации французского вокализма, другого — групповые дела в арифметике целых чисел, третьего — смысл перехода от двузначной логики к трехзначной и т.д. Не засосало сегодня, засосет завтра, только не отпускай, не разжимай зубов сам. Тогда смерч этот потянет и детей, им деваться будет некуда.
Теперь, кажется, можно перейти к техническим советам.
1. О динамике
На каждом уроке, в каждой четверти, в каждом курсе (_» 1 год ´_ 3 раза в неделю) должен ощущаться гон. Гнать должно вас, а дети сами почувствуют, что у вас есть цель, и вас неукоснительно к ней влечет, волочет (как волк в лес), вас не отвлечь и не соблазнить. Ни Ярошка, ни пошлые шутки, ни гул в классе — ничто вас не остановит. Вас влечет — сама симфония, которую вы исполняете, пусть ваши слушатели думают, что вы просто машете палочкой.
Но „высшее не стоит без низшего”, поэтому высокая цель, радость и музыка предметного влечения в уроках должна воплощаться в чем-то низком, материальном, зримом. Вот оно, это воплощение: „мы должны сегодня обязательно пройти то-то и то-то”, „ой, мы идем так медленно, что эта теорема (этот текст, это правило, ... этот пункт, параграф) нам придется отложить на следующий раз”. А есть ли у Вас воплощенное материально и зримо чувство неуспеванья, чувство — „опять успех меньше, чем рассчитывал, даже по самым скромным меркам”.
Короче — если нет у вас календарного плана, в необходимость которого вы свято верите — у вас ничего не получится. Вы впадете неизбежно в эффект ленивого, но добросовестного студента на скучной лекции: „пару отсидел, вот и слава Богу, одной парой меньше осталось”. Вот и будет, что вы приходите в школу „отдать часы”, „прикрыть своим телом доску в течение указанных по расписанию 45', а то как-то неприлично”. А вам-то каково неприлично себя фиговым листком ощущать!
Здесь тайное тайных нашего ремесла. Если учитель верит, что в этом классе он должен „за октябрь успеть изложить P”, то по таинственной причине дети не сомневаются в том, что „необходимо за октябрь пройти P”.
Вот почему абитуриентские уроки по суконно-скучному и бессмысленному предмету бывают подчас веселее и эффективнее самого своевольного и необязательного спецкурса для вольных слушателей. Вот почему не стоит курс без экзамена, экзамен — без программы, программа — без календарного плана.
1.1. Допустим, календарный план есть. Вы в нем уверены, вам он нравится (о том, каким должен быть план, см. ниже). А сейчас о том, как ваши дети узнают о существовании плана.
Здесь опять много бесплатных советов из серии «высшее не стоит без низшего». Имеют ли Ваши уроки номера? Почему нет? Вы любите отмечать галочкой отданный долг (из списка), отправление письма, решение задачи и т.п. Всякому хочется иметь зримые подтверждения в продвижении к любезной цели, да хоть бы и просто к неизбежной. Имеют ли номера факты, которые Вы сообщаете, пусть это не предложения-теоремы, а грамматические правила, пройденные тексты, проинтерпретированные в транскрипции слова или десятки слов. В общем — да здравствует нумерация, этот зримый символ движения километр за километром. Опять же, где список задач, по которому студент может вычеркивать отработанные? Не за палочки, как сталинский колхозник, не за галочку — как зека, не за отметку о посещении (б/нб) в журнале, а за реальную зарплату, за накапливаемые, зримые результаты.
Дети должны иметь материальную бумажно-тетрадочную манифестацию своих трудов. А в конце недели — „резюме в рамочке”, а после двух недель — „распечатка-памятка”, а после четверти — „список пройденного в номерах и названиях”. А по-честному — после каждого урока ребенок должен уметь дать позитивный и конструктивный ответ себе, соседу, папе, учителю „на что ушли его драгоценные 75' жизни”: „Мы прошли: учение о немых гласных, спряжение глагола Ã_tre и 10 новых S-лексем”, а не: „читали Золушку и делали упражнения, Саню спросили стишок, а он запутался”.
Вы скажете „дети медленно пишут” — так выдавайте им hand'out’ы и вклеивайте своей рукой и т.д.
1.2. Все, что было (или хотя бы 50% — хороший процент: 85) должно быть спрошено с каждого. А у студента должно быть впечатление, что у него спросили — все 100%. Студенты разные, поэтому списки „to account of” для каждого свои. Вот 10 задач для Филиппа, и 5 теорем, которые он должен уметь формулировать без тетради, а вот 5 — которые по тетради. Изволь, Филиппок, отчитывайся. А у Маши свой список „to account of”. А что-то (некий минимум) — общий для всех. Чтобы класс не распадался.
Любите ли Вы „начинать новую жизнь”? Ну хотя бы новую тетрадку, новый файл, утречко, 1 сентября? Ну, может быть, любили, когда были маленьким.
Ну, может быть, Вы любите мыться и менять белье? Или кто-то из Ваших близких любит. Это немножко смешно, но и очень серьезно, и очень глубоко. Это сидит в корне корней. Для этого — воскресенье. „Так обновляется лик земли”, как сказал псалмопевец.
С сегодняшнего понедельника (лучше, конечно, с воскресенья) все твои долги за старое — отпущены. И сто первый раз тебе предлагают „иди и больше не греши”.
Может быть ты очень плохо, еле-еле, на троечку сдал этот зачет, но с завтрашнего дня ты так же чист и свободен, как и твой сосед, который сдал этот зачет „на 5”. Тебе опять милостиво предоставлена возможность „начать все с начала”. Новый раздел, новая четверть, новый текст должны обязательно нести свет и надежду споткнувшимся и отставшим. Ведь мы начали новую страничку.
Конечно, здесь не все так ясно на деле, как на словах, но какая-то правда в этом есть. Чуть глубже эту материю нам удасться обсудить и обдумать после разделов 2 и 3.
Наша школа ставит Вас в баснословно тяжелые условия! Обязательного учебного плана — нет, отметок — нет, контрольных РОНО — нет, учебника — нет, планов уроков (и кого было намечено спросить — точки в журнале должны стоять карандашом до урока, такова инструкция*) — нет. Остается только добровольное самоограничение! Конечно трудно, очень трудно. Давайте все же попробуем.
Это — часть первая. А во второй и третьей мы рассмотрим, как организуется план, чтобы в нем была саморазвивающаяся пружина, тот скрытый заряд, который придаст динамику и энергию всему курсу, это во-первых. А во-вторых, что такое эффективность учительская, как не оторваться от материка, как добиться того, чтобы дети действительно что-то усваивали, осваивали, запоминали, и т.д.
Меморандум этот пишется в предположении, что автор и читатель имеют бесспорное согласие по той основе основ всех наших спекуляций, которую мы окрестили некогда „ДАО” (по Льюису), и которая отчасти сформулирована в Readme first. Что теперь мы обсуждаем технику, то есть почему так трудно следовать намеченным целям, соблюдая осознанные идеалы. Почему все это так отчаянно не получается в ежедневной практике. И цель наша — техническая: а вдруг все-таки есть какие-то простенькие рецепты, следование которым помогало бы — понемножку, каждый день (опять принцип «высшее не стоит без низшего»).
В этом меморандуме обсуждаются три обстоятельства:
(1) как можно обернуть себе на помощь «календарный план»,
(2) какой должна быть композиция курса, раздела,..., урока, чтобы соответствующий план работал на нашу цель, и наконец
(3) что мы понимаем под результатами обучения у детей, то есть что есть для нас достойный и честный „независимый тест”, который позволил бы нам оценить свою работу как удовлетворительную („не ниже пограничной”).
Мне кажется, что если мы поймем (1), (2) и (3) — рецепты писать станет легче или хотя бы возможно.
ratings.7ya.ru/schools/
rsc-gai.livejournal.com/182021.html
все школы в жж
43
список вилли
про поливанову
а вот интересное, которое я решила вытащить наверх
это текст гениальной учительницы поливановой, создавшей малую школу, о которой я сейчас пишу (и просто схожу с ума от зависти к детям, которые могут там учиться - это ж какой старт шикарный и безболезненный дается)
Меморандум 1
бесплатные советы начинающим
Учительский труд дело тяжелое и неблагодарное.
Тем мучительнее он становится, чем больше начинающий склонен к обольщению, идущему от двух распространенных предрассудков. Первый: что, мол, знать учитель должен немного, вроде „чуть больше своих учеников”; второй: что труд всегда вознаграждается любовью и преданностью учеников.
И то, и другое — неправда. Начну со второго предрассудка. Если и полюбит вас кто-нибудь из ваших учеников, то не больше чем любой другой, с кем вас сведет жизнь, за то, какой вы, если такого стоит любить.
читать дальшеПочему этот предрассудок опасен?
Во-первых, потому, что не ждите — разочарование опасно; во-вторых, не ищите этой любви, этой благодарности. Вы не клоун — ему поклонение публики; уподобляйте себя скорее уж зубному врачу; делайте смело свое дело — хорошо и твердо, не оглядываясь на то, доволен ли пациент вашими манипуляциями. Если вы не очень злы по нраву, вы конечно, постараетесь причинить боли своему пациенту не побольше, а поменьше. Среди учителей, к сожалению, много садистов, но к вам это не относится.
О втором предрассудке. Главное то, что если вы разбираетесь в предмете лишь слегка, немного больше, чем требуется от ваших подопечных, вам самому будет скучновато, и вы невольно перенесете свое внимание и свой пристальный интерес с предмета на аудиторию. А это — гибель. Вы попадете в капкан, из которого выйти почти невозможно. Вот вы еще утешаете себя и оправдываете: я думаю о ближнем, о Жене, о Филиппе, о Мише... А на самом-то деле, уже о себе. Что же это Женя меня не понимает, моим предметом не интересуется, меня не уважает, не любит... Да плюнь ты на Женю и вспомни об эффекте забора Тома Сойера.
Всякое актерство и лицедейство в нашем ремесле бесспорный вред. Поэтому я сдержанно отношусь к учителям-артистам. Учителю, одаренному большим артистизмом, всегда труднее достичь удовлетворительных результатов. Парадоксально? Это известный факт. Дело ваше очень серьезное и оно несовместимо с дешевым успехом.
Итак, вы — не актер, и не клоун. Итак, единственный бензин, на котором можно ехать — это ваше искреннее увлечение "краской забора". Эту искреннюю и бескорыстную привязанность к предмету взять негде до тех пор, пока вы не встанете в позу проникновения в предмет, который вы преподаете. Вы должны найти ту единственную позу (для каждой пары «предмет – учитель» — свою), встав в которую, предмет начнет вас засасывать неизбежно и помимо вашей воли. Одного затягивает воронка организации французского вокализма, другого — групповые дела в арифметике целых чисел, третьего — смысл перехода от двузначной логики к трехзначной и т.д. Не засосало сегодня, засосет завтра, только не отпускай, не разжимай зубов сам. Тогда смерч этот потянет и детей, им деваться будет некуда.
Теперь, кажется, можно перейти к техническим советам.
1. О динамике
На каждом уроке, в каждой четверти, в каждом курсе (_» 1 год ´_ 3 раза в неделю) должен ощущаться гон. Гнать должно вас, а дети сами почувствуют, что у вас есть цель, и вас неукоснительно к ней влечет, волочет (как волк в лес), вас не отвлечь и не соблазнить. Ни Ярошка, ни пошлые шутки, ни гул в классе — ничто вас не остановит. Вас влечет — сама симфония, которую вы исполняете, пусть ваши слушатели думают, что вы просто машете палочкой.
Но „высшее не стоит без низшего”, поэтому высокая цель, радость и музыка предметного влечения в уроках должна воплощаться в чем-то низком, материальном, зримом. Вот оно, это воплощение: „мы должны сегодня обязательно пройти то-то и то-то”, „ой, мы идем так медленно, что эта теорема (этот текст, это правило, ... этот пункт, параграф) нам придется отложить на следующий раз”. А есть ли у Вас воплощенное материально и зримо чувство неуспеванья, чувство — „опять успех меньше, чем рассчитывал, даже по самым скромным меркам”.
Короче — если нет у вас календарного плана, в необходимость которого вы свято верите — у вас ничего не получится. Вы впадете неизбежно в эффект ленивого, но добросовестного студента на скучной лекции: „пару отсидел, вот и слава Богу, одной парой меньше осталось”. Вот и будет, что вы приходите в школу „отдать часы”, „прикрыть своим телом доску в течение указанных по расписанию 45', а то как-то неприлично”. А вам-то каково неприлично себя фиговым листком ощущать!
Здесь тайное тайных нашего ремесла. Если учитель верит, что в этом классе он должен „за октябрь успеть изложить P”, то по таинственной причине дети не сомневаются в том, что „необходимо за октябрь пройти P”.
Вот почему абитуриентские уроки по суконно-скучному и бессмысленному предмету бывают подчас веселее и эффективнее самого своевольного и необязательного спецкурса для вольных слушателей. Вот почему не стоит курс без экзамена, экзамен — без программы, программа — без календарного плана.
1.1. Допустим, календарный план есть. Вы в нем уверены, вам он нравится (о том, каким должен быть план, см. ниже). А сейчас о том, как ваши дети узнают о существовании плана.
Здесь опять много бесплатных советов из серии «высшее не стоит без низшего». Имеют ли Ваши уроки номера? Почему нет? Вы любите отмечать галочкой отданный долг (из списка), отправление письма, решение задачи и т.п. Всякому хочется иметь зримые подтверждения в продвижении к любезной цели, да хоть бы и просто к неизбежной. Имеют ли номера факты, которые Вы сообщаете, пусть это не предложения-теоремы, а грамматические правила, пройденные тексты, проинтерпретированные в транскрипции слова или десятки слов. В общем — да здравствует нумерация, этот зримый символ движения километр за километром. Опять же, где список задач, по которому студент может вычеркивать отработанные? Не за палочки, как сталинский колхозник, не за галочку — как зека, не за отметку о посещении (б/нб) в журнале, а за реальную зарплату, за накапливаемые, зримые результаты.
Дети должны иметь материальную бумажно-тетрадочную манифестацию своих трудов. А в конце недели — „резюме в рамочке”, а после двух недель — „распечатка-памятка”, а после четверти — „список пройденного в номерах и названиях”. А по-честному — после каждого урока ребенок должен уметь дать позитивный и конструктивный ответ себе, соседу, папе, учителю „на что ушли его драгоценные 75' жизни”: „Мы прошли: учение о немых гласных, спряжение глагола Ã_tre и 10 новых S-лексем”, а не: „читали Золушку и делали упражнения, Саню спросили стишок, а он запутался”.
Вы скажете „дети медленно пишут” — так выдавайте им hand'out’ы и вклеивайте своей рукой и т.д.
1.2. Все, что было (или хотя бы 50% — хороший процент: 85) должно быть спрошено с каждого. А у студента должно быть впечатление, что у него спросили — все 100%. Студенты разные, поэтому списки „to account of” для каждого свои. Вот 10 задач для Филиппа, и 5 теорем, которые он должен уметь формулировать без тетради, а вот 5 — которые по тетради. Изволь, Филиппок, отчитывайся. А у Маши свой список „to account of”. А что-то (некий минимум) — общий для всех. Чтобы класс не распадался.
Любите ли Вы „начинать новую жизнь”? Ну хотя бы новую тетрадку, новый файл, утречко, 1 сентября? Ну, может быть, любили, когда были маленьким.
Ну, может быть, Вы любите мыться и менять белье? Или кто-то из Ваших близких любит. Это немножко смешно, но и очень серьезно, и очень глубоко. Это сидит в корне корней. Для этого — воскресенье. „Так обновляется лик земли”, как сказал псалмопевец.
С сегодняшнего понедельника (лучше, конечно, с воскресенья) все твои долги за старое — отпущены. И сто первый раз тебе предлагают „иди и больше не греши”.
Может быть ты очень плохо, еле-еле, на троечку сдал этот зачет, но с завтрашнего дня ты так же чист и свободен, как и твой сосед, который сдал этот зачет „на 5”. Тебе опять милостиво предоставлена возможность „начать все с начала”. Новый раздел, новая четверть, новый текст должны обязательно нести свет и надежду споткнувшимся и отставшим. Ведь мы начали новую страничку.
Конечно, здесь не все так ясно на деле, как на словах, но какая-то правда в этом есть. Чуть глубже эту материю нам удасться обсудить и обдумать после разделов 2 и 3.
Наша школа ставит Вас в баснословно тяжелые условия! Обязательного учебного плана — нет, отметок — нет, контрольных РОНО — нет, учебника — нет, планов уроков (и кого было намечено спросить — точки в журнале должны стоять карандашом до урока, такова инструкция*) — нет. Остается только добровольное самоограничение! Конечно трудно, очень трудно. Давайте все же попробуем.
Это — часть первая. А во второй и третьей мы рассмотрим, как организуется план, чтобы в нем была саморазвивающаяся пружина, тот скрытый заряд, который придаст динамику и энергию всему курсу, это во-первых. А во-вторых, что такое эффективность учительская, как не оторваться от материка, как добиться того, чтобы дети действительно что-то усваивали, осваивали, запоминали, и т.д.
Меморандум этот пишется в предположении, что автор и читатель имеют бесспорное согласие по той основе основ всех наших спекуляций, которую мы окрестили некогда „ДАО” (по Льюису), и которая отчасти сформулирована в Readme first. Что теперь мы обсуждаем технику, то есть почему так трудно следовать намеченным целям, соблюдая осознанные идеалы. Почему все это так отчаянно не получается в ежедневной практике. И цель наша — техническая: а вдруг все-таки есть какие-то простенькие рецепты, следование которым помогало бы — понемножку, каждый день (опять принцип «высшее не стоит без низшего»).
В этом меморандуме обсуждаются три обстоятельства:
(1) как можно обернуть себе на помощь «календарный план»,
(2) какой должна быть композиция курса, раздела,..., урока, чтобы соответствующий план работал на нашу цель, и наконец
(3) что мы понимаем под результатами обучения у детей, то есть что есть для нас достойный и честный „независимый тест”, который позволил бы нам оценить свою работу как удовлетворительную („не ниже пограничной”).
Мне кажется, что если мы поймем (1), (2) и (3) — рецепты писать станет легче или хотя бы возможно.
@темы: работа, психология, культур
3. О результате педагогического действия
Прежде всего мы должны сами научиться отличать благую попытку от действия. Во многих видах деятельности различие это дано объективно и явно настолько, что только слепой или больной мог бы запутаться. Можно спорить о том, вкусен ли борщ, который приготовила кухарка, но мы редко заблуждаемся в отношении того, накормили нас, или только изобразили соответствующее действие „понарошку”, как говорят дети. А в нашем ремесле недоумение „состоялось или нет” (нет — значит было одно лишь изображение) — это наш ежедневный быт. Неясность в этом самом главном присуща самой природе нашей деятельности. Какая-то мера неопределенности, а следовательно и чувство неуверенности, по-видимому, неизбежны. Все же и здесь можно за что-то зацепиться. Можно положить себе за правило откидывать сомнения по некоторым явным фактам: положим себе не слишком задумываться над вопросом, было ли зачатие, в то время что младенца держим в своих руках. Последнее — для Вас, если Вы уверены, что свободны от обольщений в другую сторону.
К сожалению, в обществе склонность к обольщению в другую сторону слишком распространена. В ней выросли и мы с вами: подавляющее большинство взрослых, создателей и деятелей наших школ и ВУЗ’ов бесспорно, принадлежали к числу котят, вышедших по приглашению Старого Кота поразвратничать и сидящих одиноко на пустой крыше под дождем, стесняясь проявить свое недоумение по поводу происходящего. Они, эти создатели и деятели школ, в каком-то смысле и до смерти своей не узнали, что имел в виду Старый Кот. Если среди Ваших учителей был хотя бы один настоящий Старый Кот, Вам крупно повезло. Возможно, не было ни одного и придется учиться самому, без оглядки на старших.
Ведь как и в истории с Котом все аксессуары реальной деятельности и ее бесплодного и нелепого эрзаца до удивительности похожи: тетрадки, мел, доска, контрольные, конспекты. Отсутствие этих аксессуаров, вообще говоря, еще не обязательно свидетельствует об отсутствии „дела”. свидетельство тому — великие мастера масштаба Гильберта — значит, не для нас. Мы можем принять дя себя нетяжелое ограничение: будем считать, что в нашем сучае это свидетельство против нас. Иначе говоря, давайте признаем себя начинающими учителями, а для начинающих учителей применим жестокий закон:
если нет тетрадей, записей на доске, контрольных, нумерованных домашних заданий и т.д., то нет и „состоявшихся” уроков.
То, что в условии, тоже надо как-то назвать. Назовем это „классические аттрибуты”. Вот они, эти аттрибуты, для нас с вами обязательны. Обратите внимание, речь идет о наличии «классических аттрибутов» у студента, а не у учителя. Мне часто приходилось слышать жалобы: „У меня все это есть, а дело не клеится”, а проверка показывала, что планы, контрольные, тетради, конспекты, нумерованные правила и т.д. и т.п. есть в папках учителя, а папки детей — пусты и неорганизованны.
Позвольте мне одну метафору. Что есть ласкающий ухо звук делового урока? Что есть вожделенный звук, свидетельствующий о состоявшемся ударе мяча по ракетке, так замечательно отличающий игру „по-настоящему” от „игры понарошку”? Для меня — стук мела по доске, тук-тук-тук, идет, бежит урок, не болтовня, не поучения, не призывы ко благу, а дело, воплощенное в буковках на доске, рождение каждой из которых — приветствуется скупым тук-тук.
Вы поняли, к чему я клоню. Я предлагаю взять в качестве критерия минимальной степени наличия действия, „дела”, „эффекта” урока наличие сообщенных фактов. Таких, которые можно записать буквами на доске. Соответственно, для студентов — в тетрадь текущих занятий.
Чтобы лучше понять, что я имею в виду, остановимся еще раз подробнее на эффекте „ложного действия”. Учитель говорил и писал, дети — писали. Бумага — у „лучших”, то есть послушных и прилежных, замарана. А что было-то? какая-то странная „классная работа”. Выбрось ее из тетрадки — ученик потеряет по параметру прилежности, а надо — чтобы разрушилось все здание, весь курс. Надо, чтобы студент понимал абсолютную необходимость для себя „списать материал пропущенного урока” у соседа или получить эти данные непосредственно от учителя, из книги, из словаря и т.д.
Рассмотрим два примера. Положительный — уроки-лекции по математике в достаточно взрослой аудитории. На лекции, которую вы пропустили, были сформулированы, быть может наряду с чем-то еще, чего теперь уже не поймать — и жаль, или — слава Богу, ну хотя бы два предложения: лемма 18 и теорема 6.9, а сегодня одна из них употребляется в доказательстве 6.10, а контрольную задачу не решить без леммы 18 — вот и остались вы без ложки к обеду. И эта лакуна видна вам и объективна не в меньшей степени, чем отсутствие ручки или циркуля: пришел в бассейн — а плавки забыл, хоть соседа раздевай, да без них ну никак не выйдет!
А вот отрицательный. Конечно, по прилежности — пропустить запись нельзя. А если по делу? Был у меня один знакомый учитель математики, жестко державшийся правила: без угольника в класс не пускают, и без чистой тетради в клеточку. Одну свою ученицу, которая приносила, конечно из вредности, тетрадки всегда в полосочку, он даже из школы выгнал в середине пути. Вот какой силач был! А толку — нуль! Импотент, и все тут. Берем тетрадь его детей. Видим: классная работа, число — порядок, глаз радуется. Задача №1: где-то чего-то 6 и 8, задача №2: где-то чего-то теперь 9 и 12. Задача — не новая, такие уже решали аж целый год. Потом посчитали нечто, один раз столбиком, другой раз — в строчку. И все! А у другого — этого урока нет. И ничего. Это была лишняя, вполне опустимая запись. А это был — целый урок. И все, что есть — ничего, кроме прилежания.
На правильном уроке, коли пример от учителя и всем — так „золотой”, такого сам днем с огнем не сыщешь, а если пример банальный, мол 12+13 тоже самое, что 13+12 — так это ребенок по ошибке в тетрадь записал то, что учитель марал на доске, отвечая на какой-то частный вопрос.*
Полезно все время мысленно, впрочем, в школе можно и глазами, представлять себе записи своих учеников. Про каждый урок — до и после — проверяйте себя: а что — в сухой остаток. И дает ли вам право этот курс ваш в целом жестко настаивать на включении в запись именно этого факта, именно этого предложения. И давайте следить, чтобы:
бесплатный (1) на каждом уроке ценного материала не менее, чем
совет № ... 50% всего;
(2) по данной группе, по данному курсу можно сформулировать достойный минимум, выражаемый арифметически (n новых слов, m — очередных правил etc.)
В нашей школе сложилась эмпирическая практика „теоретической тетради”. Вот об ней и идет речь. Что попадает в эту тетрадь. А учитель обязан вести свой журнал (то есть изо дня в день) в две колонки:
собирался 25/X дал 25/X
x1 y1
x2 y2
_M _M
xn yk
Так чтобы „соединить правильно”, чтобы недоданные xi переходили по мере надобности в следующие уроки, а неплановые yj — регистрировались. Так чтобы вы могли проинспектировать тетрадь любого из своих студентов и, сопоставив со своим журналом, внести исправления в его тетрадь.
Тут какой-нибудь читатель да и завопит: „Это очень трудно, надо очень много времени и сил”. Да, конечно. А иначе — поверьте мне, совет-то бесплатный, а иначе — игра без мяча и ракеток. Хуже будет, мой друг, Вы будете недовольны сами своей работой. Сужу не по косвенным наблюдениям, а по личному горькому опыту.
Теперь о том, как определить, достойно ли xi вхождения в обязательный список «сухого остатка» или нет.
Экскурс о зачетах/экзаменах, маленьких хитростях и начальнике
Вторая хитрость — „эффект дедуктивной связи”. Если какие-то xi связаны с какими-то yj минимальной логической связью, позволяющей сказать себе „ну yj я не знаю как дать без или до xi”, то все вместе xi и yj почему-то приобретают в наших собственых глазах и в глазах учеников большую ценность.
Третья хитрость — „эффект социальной традиции”. Если какой-то фактик xi таков, что вы сами можете произнести или сочувствуете хотя бы отчасти другому, который произносит „как, твои дети не знают xi!”, xi приобретает большую ценность. Я хочу, например, чтобы мои дети знали «правило Гавлика» и что оно так называется. Я уверена, что они это должны знать вот по этому самому „эффекту традиции”.
Главная, конечно, хитрость, и уже не маленькая, это хитрость зачетов и экзаменов. Необходимо заранее и ежедневно, быть может, по дороге корректируя что-то, представлять себе „что буду спрашивать на зачете/экзамене”. Здесь есть магический эффект. Мы все, и учителя, и студенты, убеждены, что „то, что будут спрашивать на зачете/экзамене, надо знать”. Эту зачетную память необходимо все время, перманентно нести в себе и приучать к зачетной памяти своих студентов. Без нее — никуда. Магия в том, что студент почти никогда не спросит вас, почему xi входит в зачетную программу, он успокаивается, получив ответ на вопрос, входит xi или нет. Учитель не всегда так спокоен, иногда его начинает беспокоить и вопрос о том, почему xi вошел в зачетную программу. Вопрос такой бывает — от хорошего, но бывает — и от плохого. Научитесь различать, и когда „от плохого” — гоните сомнения прочь.
Решено, что входит, теперь работаем, пересмотр принятого решения — после экзамена; а то — беда, все время будем все пересматривать и тем самым поощрять свою лень и увиливание от дела.
Тут можно прибегнуть и к помощи „начальника”. Всегда соблазнительно спихнуть фундаментальную ответственность на кого-то другого. Сказать себе с облегчением „я человек маленький, исполняю то, что приказано”. Учитель — не более чем медсестра, доктор велел, я и делаю. Ну а если Вы, бедный, не получили ни плана, ни начальника? И сами себе и доктор, и третий персонал? Создайте себе начальника из кого попало. Из соседа-коллеги, на худой конец — из студентов (это только для старших детей и учеников ВУЗ’а): объявите свою программу в начале семестра, оставив за собой право отчасти поменять ее перед началом сессии. И гоните по этой программе.
Контрольная хороша, если каждая ее задача хорошая, т.е. если ее легко хорошо, грамотно и объективно, проверять; если она выдерживает публичный разбор и показ результатов проверки. Программа хорошая — если по ней легко принимать зачет. В задаче, если она хорошо сформулирована, адресату должно быть все понятно без „дополнительных пояснений”. То же с программой. Программа зачета/экзамена должна удовлетворять требованию „отчуждаемости”: по ней может принимать другой учитель, достаточно компетентный в предмете, без дополнительных пояснений из рода „мы это проходили так-то и так-то, учтите наши особенности”. Хорошо бы, ваш курс был без таких особенностей.
Вот у Вас прошло 24 урока по такому-то предмету. Вы работали как умели, старались, честно. О соответствии четкому календарному плану и мечтать не приходится, может его и не было. Оглянитесь назад. Составьте программу зачета/экзамена за 24 урока. А вдруг — постороннему и показать стыдно, так мало там того, „что можно спрашивать”. Скорее, скорее поправьте, остался еще целый месяц. Удачи Вам.
* Хотите посмеяться? Я видела и была обязана работать с учительницей, которая буквально следовала этой инструкции. В ней была своеобразная прелесть простодушной уверенности в честно исполненном долге и кристальная чистота профессиональной совести.
** Мы начинаем с (3), а не с (2), так как (3) непосредственно связано с (1): подчинено ему; то есть мы ищем (3) по принципу „так чтобы с (1) было все хорошо”, а (2) по принципу „так чтобы с (1) и (3) было все хорошо”.
* У меня был учитель, чем другим, может, плох, но эффективный — точно, который приучал своих студентов использовать для регулярных записей лишь правую половину тетради, а левую оставлять для случайных текущих разборок и всяких подобных „сносок” и „экскурсов”. Порядок! И студентам приятно.
</lj-cut>
Григорий Охотин
[email protected]
В моей школе не было отметок. Не было и дневников. Никогда не было формы, пионерских галстуков, вызовов родителей и прочей муры. И самое интересное, не было звонков.
Практически всю мою недолгую жизнь я скрывал, где учусь. Почему? По той простой причине, что в двух словах это объяснить невозможно.
Посудите сами - если ты говоришь, что учишься в частной школе, то что о тебе могут подумать? Приходится добавлять: в частной, но не для новых русских. А далее пойдет вереница вопросов, ответы на которые могут крайне удивить собеседника. Поэтому я придумал краткую формулу: "Я учусь в очень хорошей школе".
И так - с самого детства, когда старушки и старички спрашивали меня в очереди за хлебом, какая у меня отметка по русскому. Я мог либо соврать, сказавши "пять", либо честно заявить, что отметок в моей школе нет. Мне не верили, смеялись, говорили, что, наверное, у меня просто плохие отметки и я это скрываю.
А между тем в моей школе действительно не было отметок. Не было и дневников. Никогда не было формы, пионерских галстуков, вызовов родителей и прочей муры. И самое интересное, не было звонков. Поверите ли, но первый звонок я услышал на так называемом "Последнем звонке"!
Абсурд? Это только цветочки. В моей школе не учат таблицу умножения - ты всегда можешь взять калькулятор. В моей школе не учат писать - этому ты научаешься сам (скажем, к 10 классу). В моей школе нет большинства "школьных" предметов. Короче, вам лучше и не знать, чего еще нет в моей школе.
А между тем такими должны были стать ВСЕ школы в бывшем Советском Союзе!
В самый разгар перестройки в самых верхах (считается, что инициаторами были Шеварднадзе и Горбачев) появилась идея реформирования советского школьного образования - как следствие обеспокоенности истоками чернобыльской катастрофы. Был организован ВНТК (временный научно-технический коллектив) "Школа", руководить которым позвали академика Е.П. Велихова, героя чернобыльских событий: ему тогда удалось взять ситуацию под контроль. Говорят, он участвовал в спасательной операции самолично и получил большую дозу радиации.
Заместителем Велихова стал Алексей Львович Семенов, математик, хорошо знакомый с прикладными проблемами, заведующий лаборатории теории алгоритмов и лингвистического обеспечения научного совета АН СССР по комплексной проблеме "Кибернетика".
Либеральность реформ была определена уже тем, что разработку поручили не Академии педагогических наук, не чиновникам из Минпроса, а людям, которые не имели никакого отношения к официальной системе педагогики.
Перед коллективом была поставлена задача в духе советских пятилеток: "Даешь 100-процентную компьютеризацию школ!". Были выделены немалые деньги, придан международный статус. Сотрудники коллектива специально ездили в американские школы - перенимать опыт.
Скоро реформаторам понадобилась платформа, на которой можно было бы отрабатывать свои методы и программы. Тогда были созданы "экспериментальные классы" в либеральной для того времени матшколе #57. Они были расположены на первом этаже жилого дома, непосредственно примыкающего к школе #57. Помещение было маленькое, завтракать бегали в большое здание - отсюда и было прозвище: "Малая школа".
Грандиозным планам, однако, сбыться не было суждено - разработчики эксперимента не оценили масштабов инерции в Советском Союзе.
Как выяснилось, дети способны воспринять любые новшества - в отличие от преподавателей и чиновников Минпроса. Которые и стали всячески препятствовать продвижению реформ.
A что еще им оставалось делать. Мимо них проходили огромные деньги. Да и места в новой системе им бы просто не нашлось. Основным аргументом противников реформ стал неопровержимый постулат: "Советское образование - самое лучшее в мире".
Когда через полгода стало ясно, что провал неизбежен, коллектив реформаторов раскололся на две части. Одни педагоги, во главе с А.Л. Семеновым, решили развалить систему стандартизированного советского образования любой ценой. Другие, во главе с руководителем "Малой школы" А.К. Поливановой, предпочли создать частное учебное заведение и заняться реформой образования в отдельно взятой школе.
Оба направления получили наглядное развитие: первые создали Институт новых технологий образования, и результат их работы сейчас может увидеть каждый - стандарта школьного образования больше нет. Другое дело, что из этого порой выходит неимоверная пошлость. Но это, будем надеяться, дело времени.
Вторые, после того как начальство 57 школы сочло их чересчур радикальными, создали объединение независимых исследователей "Малая школа" - исследовательский институт, совмещенный со школой.
Такая школа понравилась далеко не всем - она сразу же потеряла какое-либо покровительство во властных структурах, престиж, деньги.
Сейчас это негосударственная школа, выдающая аттестаты государственного образца.
Так каким же должно было стать образование в нашей стране?
Основная концепция "Малой школы" состоит вот в чем: невозможно определить, что является обязательным знанием, а что нет. Хочется научить школьников столь многому, что приходится выбирать. Но почему, по какому праву авторы сегодняшней школьной программы включали туда одно и не включали другое? Большая часть родителей до сих пор свято верят, что сегодняшний стандарт, так называемый базовый компонент, отобран умными и непогрешимыми людьми, которые взяли на себя ответственность раз и навсегда решить: что детям необходимо, а что нет. Что каждый ребенок должен, например, прочесть "Записки охотника" Тургенева, а о существовании "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова можно никогда и не узнать! И так - во всем. В математике, биологии, физике.
"Малая школа" другого мнения, поэтому в ней довольно слабо определен обязательный курс. Есть, конечно, естественно-научный, гуманитарный и языковые циклы. Но внутри каждого цикла - большое поле выбора. Предпочтение отдается прежде всего тем курсам, которые интересны преподавателю, - тем, которые он может хорошо и интересно прочесть. Все курсы - авторские.
Второй особенностью школы является индивидуальный подход. Учеников всего вдвое больше чем учителей, в классах в среднем по 10 человек. Тебя не унижают, не бьют линейкой и не ставят в угол. Если ты чего-то не понял, то тебе будут объяснять до потери пульса - учительского; правда, обычно первым отдает концы ученик. Здесь тебе никогда не скажут слов вроде "здесь говорю я". Здесь тебя как минимум уважают. А чаще всего - любят.
Если ты хочешь и можешь учиться, то в этой школе получаешь колоссальное количество знаний. Если не хочешь... то тоже получишь. Хотя и не такое колоссальное. Все это я полностью осознал, только когда закончил нашу школу. И тогда же я понял главный ее недостаток: она слишком хороша для России. Ты становишься человеком с собственными взглядами и представлениями, который просто органически не может подавить в себе свободомыслие. Кроме того, ты привыкаешь к мысли, что преподаватели - умные люди, которые всегда могут и хотят тебя понять. А это, увы, далеко не так. И потом очень тяжело общаться с преподавателями в институте, которые всегда будут гнуть свою линию, - они-то не учились в Малой школе!
Но хотя бы у кого-то это есть.
на самом деле, молодые учителя! учитесь у авторитетов. на практике. забейте на все, чему вас учили на педфаке. если конечно хотите стать учителями по-серьезке
если не берет, просто спрашиваешь, что читать. она очень демократичная, открытая женщина. просто потрясающая
меня удивило мнение автора, что артистичные учителя добиваются меньших успехов. успехов в чем? у нас на всю школу была одна единственная учительница, которая от всей души любила свою работу и при этом умела ее делать. вела русский язык. в итоге наша школа сдала этот гребаный ЕГЭ по русскому лучше всех в районе. это о чем-то говорит, не так ли? остальные учителя были противные тетки от 40 до 60, абсолютно некомпетентные в собственном предмете. педагогическое образование за плечами у дай бог 20 процентов, остальные пришли непонятно откуда. и это москва.
по-моему, артистизм заразителен. мне кажется, единственный способ привлечь внимание ученика к предмету - это показать, как ты сам любишь этот предмет, показать его интересным, а не обязательным, как это обычно происходит.
все это очень грустно. и грустнее всего то, как легко можно испортить дажее нормальный коллектив учителей, стоит назначить директором какую-нибудь грымзу. она испортит все, заставит уйти хороших учителей и оставит вокруг себя лицемерных крыс. и такие директора у нас в трех школах из четырех
в поливановской школе вообще нет традиционных учителей. они все живы, умны, приятны. это люди, с которыми хочется общаться
p.s. уууу... моя английская школа уже на прдпоследнем месте, лузеры. евроремонт не помог )