продолжение спича о лилит
женская версия
В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.
Она нередко выступает совместно с другими «царицами демонов» Аграт, Махаллат и Наамой.
Некоторые каббалисты считали ее женой Ашмедая (Асмодея).
В Каббале скорее преобладает вторая традиция изображения Лилит, согласно которой она изначально была демоном, но потом приняла человеческий облик в результате сношения с Адамом, в чем сказалось влияние распространенного в Европе в средние века учения о суккубах и инкубах.
Иногда ее отождествляли с царицей Савской, явившейся ко двору царя Соломона. Царь, однако, заподозрил неладное и, желая проверить свою догадку, устроил во дворце, где он принимал ее, водоем, покрытый прозрачным стеклом. Мнимая царица, войдя и подумав, что ей надо ступить в воду, подобрала подол платья, обнажив свои покрытые шерстью и заканчивавшиеся копытами ноги, выдававшие ее демоническую природу.

женская версия
В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.
Она нередко выступает совместно с другими «царицами демонов» Аграт, Махаллат и Наамой.
Некоторые каббалисты считали ее женой Ашмедая (Асмодея).
В Каббале скорее преобладает вторая традиция изображения Лилит, согласно которой она изначально была демоном, но потом приняла человеческий облик в результате сношения с Адамом, в чем сказалось влияние распространенного в Европе в средние века учения о суккубах и инкубах.
Иногда ее отождествляли с царицей Савской, явившейся ко двору царя Соломона. Царь, однако, заподозрил неладное и, желая проверить свою догадку, устроил во дворце, где он принимал ее, водоем, покрытый прозрачным стеклом. Мнимая царица, войдя и подумав, что ей надо ступить в воду, подобрала подол платья, обнажив свои покрытые шерстью и заканчивавшиеся копытами ноги, выдававшие ее демоническую природу.

Единственный путь сохранить себя, как народ, евреи видели в следовании Учению, в «создании забора вокруг Торы», в сохранении, развитии и следованию «еврейской конституции в изгнании» Галахе.
Роль «правительства и изгнании» возлагалась на еврейских ученых раввинов.
В модели организации еврейского общества раввинам отводилась роль принятия законополагающих решений.
Принцип принятия решений трудно описать в терминах западной социологии. Здесь скорей подходит аналогия с имманентно русским принципом соборности. В реальной жизни, разумеется, происходило по разному, но общее убеждение всех еврейских общин было таково: еврейскому мужчине пристало быть раввином, ученым-талмудистом.
Модель эта складывалась еще в эпоху еврейской государственности, но апофеоза своего развития она достигла лишь галуте.
----------------------------------------
Древнее еврейское общество знало разные типы женщин: пророчиц, ведьм, блудниц. Было сословие женщин, самих содержавших и кормивших себя и семью.
Ивритское слово зона, обычно переводимое, как блудница, происходит от корня «зон» – со значением кормить, кормиться и первоначально означало женщину, самостоятельно добывавшую себе пропитание.
Настоящие проститутки, разумеется, тоже были, хотя определение для них - пруца появилось лишь в эпоху Талмуда. Но все это маргинально для патриархального еврейского общества.
За немногими исключениями, женщина не рассматривалась, как индивидуум со своими интересами, а лишь как собственность семьи отца или мужа. Интересы семьи, рода и общества должны били быть и ее интересами. Собственных интересов, как бы и не существовало. Основными функциями женщины были обеспечение быта и уход за мужем и детьми.
Библия приводит разнообразные модели женского поведения. Общее в них то, что женщине отводилась роль опоры мужа. В галуте эта роль еще более усилилась, и женщина во многом превращается в единственную опору изучающего Тору мужа.
Во многих еврейских общинах без большого шума смиряются с тем, что женщина берет в руки и бразды правления в доме.
Среди них:
еврейская семья более устойчива и освящена на небесах, является оплотом против враждебного внешнего мира;
еврейский муж не пьет и не бьет жену;
еврейская мать беззаветно предана, не бросает своих детей;
евреи заботятся о своих и не дадут пропасть.
Поскольку речь идет о мифах, в которые верят безусловно, то несоответствие действительности мифу порождает не протест, а чувство вины и страха. «Ведь такого не может случиться, значит чем-то я виноват или виновата».
Модель еврейской женщины, знаменитая а идише мамэ формируется в еврейском обществе уже в эпоху раннего средневековья. Лилит как раз является антитезой такой роли, буквально и фигурально выражая отказ стать опорой своему мужу.
(браво. мужчину первого прорвало на феминистские телеги)
Элизабет Дженевей, автор классической работы «Мужской мир, женское место» отмечает, что любая позитивная социальная роль имеет свою грубую изнанку, «теневую роль», по определению исследователя. Мегера-карьеристка является теневой ролью приятной светской дамы;
стерва – любящей женщины, нежной любовницы;
деспотичная ведьма - беззаветно преданной матери.
Позитивные и негативные женские роли одинаково служат для поддержания патриархального уклада. Первые в роли образца, а теневые, как угроза.
В такой модели Ева играет роль опоры, а Лилит - теневую угрожающую роль разрушительницы.
Своим отказом и требованием равенства Лилит ослабляет, подрывает и разрушает Адама, тоже занимавшегося, согласно талмудической традиции, в раю изучением Торы.
(вот это просто бред. о какой торе идет речь, если они не знали о существовании одежды. можно отнести одежду к низкому, частному, и противопоставить общему и высокому - торе. но чел. психика так устроена, что она одновременно печется и о высоком и о низком. если не интересуется низким, то уж высоким не заинтересуется точно. короче, снова здравствуй демагогия. лилит помешала адаму в раю читать тору. отвлекла мельтешеньем)
Будучи по форме произведением талмудической литературы мидрашем, он не был включен в каноны, а лишь в сфарим хицоним - неканонические книги, апокрифы. Некоторые талмудисты даже считали нужным запрещать их чтение.
В разные времена «Алфавит» был чрезвычайно популярен у евреев, хотя всегда воспринимался с некоторой долей опасения.
Не удивительно.
Книга полна сарказма, написана ядовитым языком, содержит выпады и фрагменты, способные задеть чувства верующих иудеев.
Некоторые исследователи считают ее сборником запретных еврейских сказок (!), другие – полемикой с христианами или караимами.
Книга полна скабрезных подробностей. Библейские и талмудические герои представлены в книге карикатурно, часто очень зло.
Так, главный герой Бен-Сира зачат в кровосмесительной связи пророка Иеремии со своей дочерью, когда та мылась в бане.
Правда, консервативные комментаторы рассуждают, что сперма случайно попала к ней, но из текста это понять невозможно.
Йегошуа (Иисус Навин) описывается в книге как жирный клоун, не способный залезть на коня.
Царь Давид – злобный лицемер, втайне радующийся смерти своего сына Абессалома, но публично надевающий на себя личину скорби.
Все это дает основание Элиэзеру Сэгалю назвать книгу антисемитской сатирой.
Впрочем, миф о Лилит много древней «Алфавита Бен-Сира». Археологи обнаружили древние обреги против Лилит с именами ангелов сделанные значительно раньше, чем был написан «Алфавит» (важно! обратите внимание).
Поскольку речь идет о мифе, то совершенно не важны все обстоятельства библейской легенды.
Не важно, что именно Ева, а не Лилит, ввергла Адама в грех.
Не важно, что Ева, а не Лилит, принесла в мир похоть, изменив Адаму со Змеем.
Тема сексуальных отношений Евы и Змея разрабатывается во многих еврейских источниках.
Интересно, что хотя наказание получают все участники грехопадения: Адам, Ева, Змей и даже земля, ответственность за все возлагается на Адама, и даже грех зовется «адамов».
Трактат Берешит Раба подводит итог: «Что привело Еву трогать дерево? - Слова Адама, построившего ограду вокруг слов Бога»
(выпустить такие феминистские значки: Что привело Еву трогать дерево? разойдутся на-ура)
Интересно, что в арабском фольклоре царица Савская – джинн, существо полудемонической, получеловеческой природы.
Иногда в каббалистических сочинениях Лилит подчиняется власти не Марса, но Сатурна – планеты, которая еще в эпоху 1 Храма считалась зловещей;
поэтому все люди, расположенные к меланхолии – «черному состоянию духа», особенно подвержены ее (Лилит) власти.
Это представление также нашло отражение в фольклоре и в более поздней идишской литературе.
Вообще в каббалистической литературе образ Лилит занял одно из центральных мест, будучи противопоставлен Шхине (Божественному присутствию), Матронит (воплощению женственного начала) и пр.
Каббалистическая традиция оказала значительное влияние на еврейский фольклор. Однако в нем, а также в магической практике, направленной на борьбу с Лилит, нашли также отражение фольклор и магическая практика окружавших евреев народов.
Так, в ашкеназском фольклоре образ Лилит иногда сливается с образом Елены Троянской или некоторых персонажей из германской мифологии.
С другой стороны, каббалистические представления оказали несомненное влияние на воззрения ряда европейских народов и в особенности европейских мистиков.
Так, в средневековых европейских легендах Лилит также иногда называют женой или сожительницей Сатаны (например, в английском фольклоре), или его бабкой (в фольклоре немецком, где она иногда описывается как танцующая соблазнительница – обычный мотив еврейского фольклора, в том числе новозаветного – например, легенде о Саломее, а позднее в ашкеназских заклинаниях против Лилит, предстающей в образе царицы Савской).
В народных легендах Лилит в первую очередь воспринималась как демон женского пола, похищающий детей, губящий новорожденных, а также вредящий роженицам.
Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла – ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью.
Интересно, что в народных преданиях сефардов наряду с Лилит выступает также другой демон – Броша или Брокса (чье имя производят от испанск. bruxa, провансальск. bruesche – ночная птица) – тоже губящий детей.
Иногда Брокса / Броша называли оборотнем женского пола, превращавшегося по ночам в кошку; иногда так называли просто ведьм.
Это показывает, что сходные представления о демоне или оборотне женского пола, вредящем людям, были широко распространены у различных народов.
В еврейском фольклоре получил распространение сюжет о связи мужчины (обычно имеющего семью) с очень красивой женщиной, которая отождествлялась то с самой Лилит, то с одним из ее порождений.
Другой, не менее распространенный сюжет – женитьба мужчины на демоне женского пола (также, по-видимому, одной из дочерей Лилит).
Существовало великое множество вариантов обоих сюжетов, но в большинстве легенд «земная» жена так или иначе догадывается об измене мужа (подсматривает в замочную скважину, узнает от соседки, которая что-то видела и пр.) и по ее сверхъестественной красоте понимает, что ее соперница – существо демонической природы.
Женщина просит раввина помочь ей вернуть мужа и тот с помощью специальных заклятий или других магических приемов (например, при помощи окуривания неверного мужа дымом от сжигания особых трав) изгоняет Лилит (или ее порождение).
Мне встретился даже комический вариант такой легенды. Согласно ей, муж, соблазняемый Лилит, по совету раввина назначает ей очередное свидание на сеновале и приносит туда особую траву – оберег от Лилит.
В результате у Лилит начинается сенная лихорадка, она беспрестанно чихает и в конце концов обращается в бегство и более не преследует этого мужчину.
Этот тот самый момент «снижения» образа Лилит, о котором я уже говорила, – прием, вообще характерный для фольклора различных народов.
У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт.
Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален.
Нам не известен другой миф, когда женщина восстала ради равноправия.
Рассказывая миф о Лилит, мужчина говорил женщине: «Если ты будешь требовательной, ассертивной (?!! Долли, что это?), независимой, свободной, как Лилит, то и кончишь ты плохо: нимфоманкой, фригидной, бездетной ведьмой!».
Невозможно понять, почему Елена Носенко (это автор частей под маркировкой Ж) определила отношение к Лилит как амбивалентное. Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии, созданной в галуте.
Рассмотрим подробней, в каких же страшных грехах обвиняют Лилит. Она вызывает выкидыши, вредит роженицам;
калечит и губит новорожденных – мальчиков до обрезания, а девочек – до 20-и дней.
Лилит - ночная ведьма искушает и истощает мужчин во сне, крадет их сперму для создания демонических детей, взамен собственных.
В огромном числе легенд и поверий о Лилит именно эти три качества присутствуют неизменно.
Авива Кантор, автор классической работы «Вопрос Лилит» отмечает, что качества эти отражают извечный мужской страх перед импотенцией и потерей «мужской силы»; тревогу перед потерей женской поддержки в семье и страх перед угрозой выживанию всего народа.
Каждый из этих страхов в отдельности находил свое отражение и в нееврейских источниках.
Однако соединение их в одном мифологическом персонаже уникально для еврейского мифа. В стрессовой ситуации галута еврейский мужчина боялся потерять свои мужские качества, боялся крушения семейной морали и угасания еврейства.
(огромный пугающий призрак смерти для еврея - это лилит??? просто смешно. какие вещи выясняются)
В патриархальном обществе статус мужчины во многом, а часто и целиком определяется по способности быть отцом. Пример тому арабский обычай - называть мужчину по имени сына.
Поэтому страх перед женщиной-Лилит, могущей отказать в этом мужу, рассматривается как абсолютная угроза самой мужской сущности общества.
В условиях галута, лишенный многих властных прерогатив, свойственных патриархальному обществу, еврейский мужчина особенно остро нуждался в сильном мифе, отличающем его от женщины.
Недаром в текст одной из главных еврейских молитв мужчина благодарит Господа за то, что не создал его женщиной.
В стрессовых условиях еврейский мужчина боялся, что женщина откажется ухаживать за ним, лишит его своей поддержки и даже уйдет. Для еврейского мужчины в галуте угрожающим было то, что Лилит оставила Адама. Семья была оплотом и центром еврейского существования, и мужская тревога быть оставленным, страх, что женщина откажется от роли быть опорой дома, сублимировались в извечную вину женщины.
Тревога эта проецировалась на саму женщину, выражался в стремлении оставить ее в подчиненной роли, отобрать важные социальные функции, как, например изучение Торы и участие в принятии решений.
Еврейская женщина, как и любая другая, тоже тяжело воспринимала стрессовые ситуации галута: бесправное положение, зависимость от произвола правителей, кризисы, войны, революции, эмиграцию. Но женщина воспринимала стресс не как катастрофу, а как ухудшение ситуации. Больше проблем, больше забот, но не крах и разрыв.
Ведь она оставалась реальной опорой семьи и, по сути, реальной хозяйкой еврейского дома.
Не единожды доказано, что в стрессовых ситуациях женщина могла лучше справляться с трудностями повседневной жизни.
Это еще больше усиливало страх мужчины, что женщина сможет использовать свою силу в собственных эгоистических интересах и лишить мужа поддержки и опоры.
Поэтому женская сила была терпимой и даже желательной лишь до тех пор, пока она не увязывалась с какой-либо формой власти и полномочий.
Дженевей отмечает, что мужские страхи, сопровождавшиеся созданием негативных ролей для женщин, усиливались во времена социальных перемен. В такие времена людская нервозность растет, поскольку в жизни общества появляются новые социальные роли и люди не знают, чего от них ожидать.
Именно так и случилось в XVI-XVII вв., в пору перехода от Средних веков к Новому времени.
Как раз, когда в Европе рушились устои феодального общества, пронеслась унесшая сотни тысяч жизней Хмельнитчина, среди евреев широко распространяется мистическое учение Каббала.
В главной каббалистической «Книге Зоар» супруга главы демонов Самаэля и участница соблазнения Адама Лилит приобретает новые черты.
Каббалисты представляли гармонию мира, как соединение Господа со своим присутствием в мире, выраженном в женском образе Шехины.
Имя Шехина производится от названия шатра, в котором проживал Господь (Мишкан).
В другом аспекте Шехина – также народ Израиля, невеста Господня, его жена, возлюбленная и даже дочь.
Взаимоотношения между Господом и Шехиной каббалисты описывают в откровенно сексуальных терминах.
Иерусалимский храм служил спальней, где Господь встречал Шехину.
«…Некоторые говорят, что пока Храм стоял, Царь (Бог) сходил со своего небесного жилища каждую полночь, стремился к своей Жене (Шехине) и обладал ею…
… Другие говорят, что Царь обладает своей Женой лишь раз в неделю, в ночь субботнюю…
…и от этой их связи произошли люди и ангелы.
Иудаизм мало склонен к абстракциям.
Опираясь на приведенные цитаты, каббалисты рекомендуют богобоязненным евреям вступать в интимную близость лишь в шаббат.
Но правило это не обязательное, поскольку если соблазн велик, а грех непроизвольного семяизвержения более тяжел, то близость позволена по будним дням и даже разрешается воспользоваться услугами проституток, при условии, что это делается втихомолку и в чужом городе или квартале.
Разумеется, указания о том, что Господь «не один» шокировали ортодоксальных талмудистов многих поколений.
Изучение каббалы запрещалось или же разрешалось лишь особо стойким, немолодым женатым мужчинам.
Ведь речь не идет о литературных метафорах или каких-то тайных сочинениях, а о законополагающих трудах иудаизма определявших жизненный уклад людей, семьи и общества.
Когда набожная пара занимается любовью, - учил р. Йосэф Каро, одновременно каббалист и автор основного кодекса еврейских законов «Шулхан Арух», - то они (и все еврейские пары) обязаны представлять себе «как будто они прямо, в одном месте и одновременно совершают слияние как между высшей семьей (парой)».
Крупнейший каббалист XV в. раввин Исаак Лурье Ашкенази, известный также под аббревиатурами Ари или Аризаль, писал еще более откровенно.
Известно поучение Аризаль своей жене: «Выполнение заповеди интимной близости (копуляции) есть слияние Святого, благословенно Имя Его, с Шехиной».
Каббалистическое учение о Шехине и Лилит, как женских божественных эманациях отвечало мощным архетипам еврейского народного сознания, во многом определяющих коллективную психологию евреев и по сей день.
«Факт, что никакой другой элемент каббалы не завоевал в народе такой огромной популярности, - пишет крупнейший исследователь иудейского мистицизма Гершом Шолем, - доказывает, что оно отвечало глубинным религиозным запросам народа»
(да ладно. запросам почитать и подумать про секс он отвечал. особенно молодому мужчине, обдумывающему житье. что за ерунду порой пишут такие образованные люди)
а особенно после последнего
даже подруга моя, еврейка по происхождению, ознакомилась
я ей экземпляр отправила