13:52

разница в способах понимания

во времена моего детства, в 70-х, дети читали книги потому что так надо. они осваивали тома, не понимая половины слов и обстоятельств действия потому, что в их школьной программе стояли произведения взрослые - и более того, из другой жизни. так, спотыкаясь, слово за слово, дети постепенно изучали взрослый и иновременной мир. некоторые слова так и оставались непонятыми. ну бог и с ними. экзамен сдан на отлично. из детей вырастали более-менее образованные люди. те, что бг называл "прекрасными дилетантами"

теперь все иначе. дети хотят понимать каждое слово, поэтому процесс чтения дается не многим. мою дочь оскорбляет, когда в первом же абзаце якобы детской книги она встречает десять слов, которые современный ребенок никак не мог слышать. и ладно бы десять. только теперь я начинаю вполне осознавать, насколько для меня в детстве и юности привычным был пропуск и не-замечание слов, выражений, которые не укладывались в мой информационный набор. судя по всему, так в 70-80-е читали все (если я не права, оспорьте), потому что выражение "не твоего ума дело" впитывалось с молоком матери. поговорка, придуманная для дворни, стала тогда одной из госпрограмм. умы строго разграничивались. профессорскому уму позволялось одно, уму ткачихи совсем другое. от ткачихиного ума не требовалось понимания всех томов войны и мира, всех его слов и выражений, она могла окончить школу с красным дипломом и без того.

да, и сейчас пласт бессознательного большинства велик. он лежит, тихий и тупой, у меня за окном, в спальном районе. и я наверняка знаю глубину его невежества
но дети, думающие дети, которые бьются со своими монстрами в игровых приставках, смотрят сутками японскую мультипликацию, часами выводят граффити, они могли бы читать, если бы книги были написаны так же вдумчиво, как созданы игры и мульты. все великие книги были написаны в другие эпохи и для других детей, да, роулинг и когорта - но блин, друзья, это фентези. поверите ли, но не все дети любят фентези. 9-летний мальчик звонит маме с дачи и говорит "мама, привези мне книгу про современного мальчика, такого, как я. и чтобы в книге было про историю украшений, и про то, как работает спасательная станция, и про планеты". ему не интересно про несуществующую битву между темным лордом и маленьким волшебником. новым детям нужна другая литература. истину говорю

@темы: культур

Комментарии
01.08.2009 в 15:00

мама, привези мне книгу про современного мальчика, такого, как я. и чтобы в книге было про историю украшений, и про то, как работает спасательная станция, и про планеты". это напомнило те книжки, которые Маршак советовал писать - и писали. Почему только новым, если и тогда такие дети были? И требования были точно такие - про то, и про се, и про станцию. И даже про то, что сказки не интересны, было. Только такие книги надо писать заново для новых детей, конечно.

так в 70-80-е читали все (если я не права, оспорьте), Раз сказано "оспорьте", оспорю, что все, ведь я так не читала. Да, сперва не все было понятно, но не так много. И я не бросала, пока не узнавала все. Помню одну из первых книг - "Ад" Данте с гравюрами Доре. Перевод плохой, Чюминой, зато простой, не такой, как у Лозинского (красивый, но сложный) - и комментарии были. Я полюбила читать комментарии. Да, там много всего встречала незнакомого, так заодно и узнавала.))) Но в самый первый раз, когда открыла эту книгу(она не толстая, т.к. один Ад, но большого формата и гравюра на каждом развороте), не понимала, о чем это, где такой лес и настоящее это или выдуманное. Но тогда мне еще пяти не было, а когда мама мне объяснила, что звери тут аллегория, лес тоже, я поняла и смотрела картинки спокойно, и читала то, что поясняли картинки, с интересом. Там был стимул: демоны, голые люди и т.п. "Алиса" мне тоже сперва показалась странной (я ее еще раньше открыла), но это быстро прошло: я ее в 6 лет уже пыталась стихами пересказать. Словом, все странное, непривычное не пугало, а привлекало. Я и не помню трудностей никаких. Помню только, когда я еще была меньше (3?) папа мне читал "Илиаду" в переводе Гнедича, вот это было не все понятно, но он объяснял, так что я понимала, о чем речь, хотя, признаюсь, иногда было скучно. Иногда очень скучно. Но зато после этого почти все остальное оказалось легким чтением.
01.08.2009 в 15:33

да. во времена маршака станции были другими. те книги устарели
и можно подробнее про идеи маршака? похоже, он все-таки мой герой

ты относишься к удивительному классу людей, которым папы читают илиады, а мамы в пять лет разъясняют аллегории
а 90% имели маму итр низшего звена и папу на заводе рабочим. или наоборот
так что не будем про помощь родителей, а будем про понимание
тебя непонимание не пугало. меня не пугало. оно считалось нормальным. много раз прочтешь - поймешь, заучишь. современные дети претендуют на полностью адаптированный к их потребностям продукт. он есть во всех областях культуры, кроме литературы. и это им странно. литература отстает от мира. и я как взрослая скажу, что отстает. мне хочется читать худлит про современную жизнь, про те сферы, которые меня интересуют - мода, дизайн, тренды, кино, наука. за последние 10 лет я нашла несколько таких книг: смилла, синемания (фликер), распознавание образов, дьявол носит прада (хаха). все! нет больше
01.08.2009 в 16:08

aretania Сейчас поищу его статью. Я их много читала - в детстве опять же, т.к. читать о литературе вообще, о переводах и т.д, любила не меньше, чем художественную литературу. И сейчас люблю, но его я и тогда чуть ли не на изусть запомнила.
в сети - не знаю.
вот из книги для примера, что он писал

Хотя это не совсем то. Где-то еще есть про современность - описание техники и т.п. в форме, понятной детям.
01.08.2009 в 16:33

абсолютно согласна



для меня все фентези - остановленный мир. хотя я понимаю, о чем говорил маршак (и еще три копейки против идеализации дореволюционного мира. который не кажется мне таким хорошим, как его принято считать)
01.08.2009 в 16:36

Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
Современные дети не привыкли напрягаться, отсюда неприятие непонятного на первый взгляд.
01.08.2009 в 17:32

Не заколдован. Просто чудовище.
Можно и я оспорю? ;)
Я дитя конца 80х. Читать начала лет с трёх. Читала запоем без разбору - детские и "взрослые" книги, быстро и много. Непонятные слова постепенно прояснялись через контекст, если было совсем не понятно - спрашивала родителей. Мама у меня в то время была искусствоведом, папа - физик, оба охотно и подробно разжёвывали довольно сложные понятия так, чтобы не слишком упрощать, но и чтобы ребёнку было понятно.

ИМХО многие современные дети не привыкли и не хотят самостоятельно складывать картину мира, искать смысл непонятного, углубляться в те знания, которые изначально не "разжёваны и переварены для быстрейшего усвоения". Наверно, именно из-за привычки к тем самым играм и мультам, где многое предельно упрощено и "цвета" даны без "оттенков".

И вот лично мне интереснее читать и смотреть фильмы о том, что находится вне горизонтов моей "реальной" жизни. Откуда ещё я узнАю то, что не могу физически попробовать? (Ну, тут моя личная особенность - для меня информация является самоценностью и базовым удовольствием, "потребностью номер два" после выживания)
01.08.2009 в 20:05

Доброе утро, Джек!
а мне нравилось учиться в школе с советской программой. хотя приходилось читать и вдумываться во все — прям по программе, т.к. училка по лит-ре взяла за привычку ежедневно держать меня у доски. чтение из-под палки, да. но всегда говорю "спасибо" училке, когда вижу.
тогда, может, и не понимала некоторых вещей, но от этого стало только интересней потом жить/читать/развиваться — "ага, вот значит что это значит! теперь-то все ясно..." и когда что-то уж совсем из головы не лезет, то перечитывать и лезть в гугл.
хотя все свободное время до и после школы уходило на комп.игры и мультики (даже с самого рождения, в прямом смысле).

кстати, про мультики. в 80х была классная "мода" на науч.темы в мультиках. и экранизации фантастических рассказов и романов. "полигон", "контакт", "контракт", "феэтон", "возвращение", "будет ласковый дождь". да много чего.
01.08.2009 в 20:43

у-ук
если хочешь что-то усиленно прочесть. а нету - надо это написать... рассудил однажды Льюис и написал "Хроники Нарнии". Так что, если мальчик не навестит библиотеку им.Гайдара и не отыщет нужную фантастику сов. перриода, то у него все впереди.
01.08.2009 в 22:24

против идеализации дореволюционного мира. который не кажется мне таким хорошим, как его принято считатьДа и я его не люблю.
01.08.2009 в 22:39

Эрл Грей человек не может совсем не напрягаться. я думаю, они напрягаются в чем-то другом
01.08.2009 в 22:55

Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
Совсем не может, может очень мало.
01.08.2009 в 23:09

ээээ. а у вас есть дети 9-13 лет в ближайшей досягаемости?
01.08.2009 в 23:10

Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
Нет.
01.08.2009 в 23:34

тогда наш спор носит сугубо теоретический оттенок
01.08.2009 в 23:43

Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
А разве не такой оттенок он носил с самого начала?
01.08.2009 в 23:56

не поняла
02.08.2009 в 00:27

Þræll einn þegar hefnist en argur aldrei.
Ну разве спор не был с самого начала чистой теорией?
02.08.2009 в 01:00

какая уж тут теория? у меня ребенок. я сравниваю его с собой. вижу различия. пишу о них. чистая эмпирика
02.08.2009 в 13:43

After all this time? Always
насколько для меня в детстве и юности привычным был пропуск и не-замечание слов, выражений, которые не укладывались в мой информационный набор. судя по всему, так в 70-80-е читали все (если я не права, оспорьте)

абсолютно права