20:49

из реценции к книге "Развлекательная культура России XVIII – XIX вв. Очерки теории и истории "

В течение двух столетий внутренняя жизнь человека стала постепенно разделяться на две сферы.
Одна еще подчинялась традиционным религиозным установлениям, а другая уже осваивала формы светской жизни, причем, мирское начало с XVIII в. отчетливо связывалось с досугом, с "праздностью души".
Именно в это время появились развлечения, смысл и цель которых были принципиально иными, нежели у церковных праздников.

В поле зрения исследователей попадают как общенародные городские праздники на площадях, увеселительная жизнь в вокзалах, парках и кафешантанах, так и придворные церемониалы, фейерверки, балы, литература для "досужего" чтения и даже пожары.

далее в комм




@темы: культур

Комментарии
05.02.2004 в 20:54

"Удовольствие" - что это такое? Радость, счастье, восторг? Вовсе нет. Исторически молодой русский язык в этом слове предельно точно запечатлел смыслы, которые наши пращуры неразрывно связывали с потехами еще в период язычества: "удам воля" - вот что является залогом получения наслаждений от праздника как в глубокой древности, так и сегодня.

Развлекательная культура - это набор разнообразнейших способов доставлять человеку сугубо телесные приятные ощущения.



Христианизация Древней Руси вытеснила на периферию культурной практики древние, уходящие корнями еще в языческие традиции, профанные "потехи" телесно-чувственного характера, в которых на первый план выдвигалось игровое начало и "диавольский" механизм маски, т. е. двойничества.

Именно на этой территории оказались наивысшие проявления собственно культуры - научное знание, художества, досуг и празднества, зрелища, комфортный быт, развлечения.



Россияне в своей массе предпочитали телесные увеселения самого разного свойства - от кулачных драк и посещения "хоров арфисток" до бань и пьянства.

Подобные забавы, как в прошлом, так и сегодня, закономерно сопровождаются оргиастическими формами поведения.



"В Северной Империи было мало публичных домов. Но не по причине строгости нравов или запретов, хотя обнаружить в ней можно и то, и другое. Совсем наоборот: раннеисторическая по своему качеству свобода половых отношений была одной из ее характерных черт на протяжении почти всего XIX столетия. Свальный грех и промискуитет, фактическое отсутствие жесткого табу на половые отношения с детьми и многое другое казалось диким иностранцам, но было характерной чертой реальной российской действительности".



Напившись или погрузившись "в пучину разврата", человек "выпадал из коллектива", переходя в "другой мир". Где этот мир находится? Отвечая на этот сложнейший вопрос, исследователи и строят свою оригинальную научную концепцию массовых развлечений.

С одной стороны, человек, развлекаясь, "проваливается" в другое время - в прошлое культуры всего народа.

С другой же стороны, то, что "веселит душу" конкретного человека, раскрепощает в нем атавистические потребности в свободе телесных удовольствий, вытесненной христианским мировоззрением на периферию сознания.