заимствовано у элины войцеховской:
Как человек сотворен Божественной волей, так и сам он в состоянии творить богов. Идолы, коим поклонялись и приносили жертвы, действительно, были богами.
Блаж. Августин, весьма уважая Гермеса Трисмегиста, с сомнением относился к описываемому последним искусству создания богов, ибо сомневался, что в статуях возможно поселить кого-то, кроме мелких и средних бесов.
Трисмегист (в изложении Фичино) так, меж тем, описывает изображения богов:
Одушевленные изваяния, преисполненные сознания (sensus) и духа (spiritus), которым доступно многое - они могут предсказывать будущее, поражать людей болезнями и исцелять их. (цит. по Ф. Йейтс Джордано Бруно и герметическая традиция)
далее в комм

Как человек сотворен Божественной волей, так и сам он в состоянии творить богов. Идолы, коим поклонялись и приносили жертвы, действительно, были богами.
Блаж. Августин, весьма уважая Гермеса Трисмегиста, с сомнением относился к описываемому последним искусству создания богов, ибо сомневался, что в статуях возможно поселить кого-то, кроме мелких и средних бесов.
Трисмегист (в изложении Фичино) так, меж тем, описывает изображения богов:
Одушевленные изваяния, преисполненные сознания (sensus) и духа (spiritus), которым доступно многое - они могут предсказывать будущее, поражать людей болезнями и исцелять их. (цит. по Ф. Йейтс Джордано Бруно и герметическая традиция)
далее в комм

"Искусство создания богов открыли наши праотцы. Извлекая из материальной природы некую силу, они смешивали ее с веществом изваяний, и, "поскольку сотворить душу было не в их власти, они вызывали души демонов или ангелов и заключали их в свои идолы посредством священных и божественных церемоний, тем самым наделяя идолов способностью творить добро и зло."
Итак, жесткие, неподвижные, часто малоизящные изваяния (были) довольно-таки сильны.
Ну что же, был ли Гермес главным египетским жрецом или сборным персонажем эпохи эллинизма, одушевленность египетских идолов отрицать не приходится. Зададимся обратным вопросом.
Уничижаемо ли уничижаемое?
И здесь плодотворны размышления о големе.
Историю с големом обычно трактуют в моральном аспекте. Не сравнится, мол, человек с Богом в творчестве, и ни к чему предаваться гордыне, ибо ничего путного из этого не выйдет, несмотря на всю просвещенность и все усердие. Как человек есть испорченная копия Бога, так голем есть испорченная копия человека.
Мне же кажется, что человек умышленно повторял Бога в стремлении к НЕсовершенству. Творя голема, пражский раввин стремился произвести что-то заведомо хуже себя самого.
Почему? Возможные ответы видятся такими:
1) делал, как умел
2) не сотвори кумира
3) гордыня
Если исходить из того, что остатки науки одушевления были вынесены из Египта бывшими египетскими же рабами, которым запрещалось творить кумиров в силу их низкого социального положения, но которые все-таки кое-что подсмотрели, подметая храмы Тота, сопоставление выглядит еще богаче.
(вспоминается Похититель тел Энн Райс)