03:35

заимствовано у элины войцеховской:

Как человек сотворен Божественной волей, так и сам он в состоянии творить богов. Идолы, коим поклонялись и приносили жертвы, действительно, были богами.

Блаж. Августин, весьма уважая Гермеса Трисмегиста, с сомнением относился к описываемому последним искусству создания богов, ибо сомневался, что в статуях возможно поселить кого-то, кроме мелких и средних бесов.

Трисмегист (в изложении Фичино) так, меж тем, описывает изображения богов:

Одушевленные изваяния, преисполненные сознания (sensus) и духа (spiritus), которым доступно многое - они могут предсказывать будущее, поражать людей болезнями и исцелять их. (цит. по Ф. Йейтс Джордано Бруно и герметическая традиция)

далее в комм



@темы: оккульт

Комментарии
01.03.2004 в 03:39

И дальше:

"Искусство создания богов открыли наши праотцы. Извлекая из материальной природы некую силу, они смешивали ее с веществом изваяний, и, "поскольку сотворить душу было не в их власти, они вызывали души демонов или ангелов и заключали их в свои идолы посредством священных и божественных церемоний, тем самым наделяя идолов способностью творить добро и зло."



Итак, жесткие, неподвижные, часто малоизящные изваяния (были) довольно-таки сильны.



Ну что же, был ли Гермес главным египетским жрецом или сборным персонажем эпохи эллинизма, одушевленность египетских идолов отрицать не приходится. Зададимся обратным вопросом.



Уничижаемо ли уничижаемое?

И здесь плодотворны размышления о големе.

Историю с големом обычно трактуют в моральном аспекте. Не сравнится, мол, человек с Богом в творчестве, и ни к чему предаваться гордыне, ибо ничего путного из этого не выйдет, несмотря на всю просвещенность и все усердие. Как человек есть испорченная копия Бога, так голем есть испорченная копия человека.



Мне же кажется, что человек умышленно повторял Бога в стремлении к НЕсовершенству. Творя голема, пражский раввин стремился произвести что-то заведомо хуже себя самого.



Почему? Возможные ответы видятся такими:

1) делал, как умел

2) не сотвори кумира

3) гордыня



Если исходить из того, что остатки науки одушевления были вынесены из Египта бывшими египетскими же рабами, которым запрещалось творить кумиров в силу их низкого социального положения, но которые все-таки кое-что подсмотрели, подметая храмы Тота, сопоставление выглядит еще богаче.



(вспоминается Похититель тел Энн Райс)