Какая связь между философией и самоубийством? Поведение людей редко определяется целиком философскими соображениями и философским миросозерцанием. Философские системы вряд ли способны помочь человеку, отогнать от него призрак Смерти. читать дальшеФилософия не обладает достаточно громким голосом в совете человеческих мотивов, где выносятся активные решения и планы. Тем не менее, анализируя самоубийство, мы найдем в нем момент, когда человек спрашивает себя: "Что такое эта жизнь? Что такое этот странный мир?" Этими словами он призывает философию. И философия, наличность которой он, быть может, и не предполагал у себя, быстро дает человеку свой решительный ответ. В каждом из нас в переплете сил, в хоре голосов занимает свое особое место и выработанное нашей мыслью миросозерцание, миропонимание. В моменты высшего напряжения мы обращаемся именно к нему. И оно говорит нам то решающее "да", то решающее "нет".
У самоубийства могут быть разные причины: биологические, психологические, социальные, какие угодно другие. Но, мне кажется, все эти причины сами по себе не могут привести к следствию, то есть к Смерти. Прежде всего, потому что нет Смерти вообще. Нет такого объективного феномена, объективной данности как Смерть. Нет Смерти самой по себе. Есть только личная Смерть кого-то конкретного. Вот этого живого существа, вот этого человека. Иными словами, Смерть есть, но это всегда только моя Смерть. Только я умираю. Мы ошибаемся, когда полагаем, что этот мир смертен, и все в нем - смертно. Это не так. Смертны только мы, люди. И то совсем не в том, привычном сейчас смысле. Смерть - это не исчезновение, не Ничто. Немецкий философ XX века М.Хайдеггер, видимо следуя древней эзотерической традиции, определял человека как "присутствие" (Dasein), обреченное рано или поздно обернуться отсутствием. Человек - присутствует, гостит, в этом его сущность, в этом его "человечность". Как и в том, что присутствие рано или поздно всегда вынуждено обернуться отсутствием в смысле отсутствия здесь и сейчас, на этой Земле, в этом мире, среди этих людей. Человек как присутствие не может исчезнуть, перестать присутствовать. Он лишь перестает присутствовать здесь и сейчас. Он отсутствует здесь, но в то же время неминуемо присутствует где-то в другом месте, потому что такова его сущность, такова диалектика присутствия. В этом смысле человек на самом деле бессмертен, вечен. И о таком бессмертии и такой вечности говорят все значительные духовные традиции человечества.
Но вернемся к самоубийству. Никакие причины не могут привести к следствию. Потому что такое следствие, которое предполагает получить самоубийца - это миф, это просто невозможно. Потому что человек никогда не сможет умереть. И никто не может уничтожить человека. Человек как присутствие бессмертен и вечен. На этом надо поставить точку.
Мне кажется, гораздо важнее разобраться в том, почему люди забыли о своей истинной сущности? Почему таким радикальным образом изменилось их миросозерцание, их философия, их этика, что стали возможными такие мифы как самоубийство? Почему люди стали бояться собственного бессмертия, собственной вечности? Зачем придумали такую Смерть, которая не имеет никакого отношения к истинному положению вещей во Вселенной? Что случилось? Вот главный вопрос.
Ответ на этот вопрос можно найти в любой значительной духовной традиции человечества. Другое дело, что сегодня мало кто знает даже о том, что эти традиции существуют, не говоря уж о понимании их сути. Зато почти каждый точно знает курс основных валют и график работы модных ночных клубов. Знание первого дает нам истинное бессмертие и открывает перед нами вечность. Знание второго - дает нам страх и Смерть, эту старуху с косой, претендующую на то, чтобы уничтожить человека.
Итак, ответом на прозвучавшие вопросы может являться традиционное знание о циклическом развитии Вселенной. Например, индуистская доктрина учит, что человеческий цикл, называемый Манвантарой, делится на 4 периода в течение которых истинная изначальная духовность, осознание своей вечности и своей живой непосредственной связи с Богом постепенно затемняется. Эти 4 периода Манвантары называются Югами. Человечество последовательно проходит Крита-Югу (или Сатья-Югу), Трета-Югу, Двапара-Югу и Кали-Югу. Эти же самые периоды древние духовные традиции Запада называли соответственно Золотым, Серебряным, Бронзовым и Железным веками. В настоящее время человечество находится в самом конце 4-го века, Кали-Юги, "Железного, Темного века", который начался братоубийственной битвой на поле Куру. Описанию этой битвы посвящены многие разделы древнеиндийского эпоса Махабхарата. Причем, согласно индуистскому же учению, мы пребываем в нем уже 6 тысяч лет и несколько столетий, то есть со времен, гораздо более древних, чем те, которые известны так называемой "классической истории".
И в индуистском ("восточном") знании о четырех Югах, и в античном греко-латинском ("западном") знании о четырех веках каждый последующий период отмечен деградацией и инволюцией относительно предыдущего. То есть логика развития здесь прямо противоположна современной идее "прогресса". Любое циклическое развитие, будучи по определению удалением от Бога, предполагает упадок, регресс, инволюцию. Именно таков истинный смысл концепции "грехопадения" и "изгнания из Рая" в иудео-христианской традиции.
Постепенно изменяется миросозерцание, миропонимание, философия человечества. Истины, ранее доступные всем, становятся сокрытыми и недосягаемыми. Число тех, кто ими владеет, со временем уменьшается, и хотя сокровища нечеловеческой предвечной мудрости никогда не могут быть утрачены окончательно, они окружают себя непроницаемым покрывалом, таящим их от человеческих глаз и затрудняющим к ним доступ. Именно по этой причине повсюду, хотя и в разных формах, мы встречаемся с одной и той же мучительной проблемой: нечто оказалось утраченным, нечто очень важное для каждого из нас, нечто такое, что предстоит теперь своими силами отыскать заново. Но в то же время традиции утверждают, что сокрытое вновь станет видимым в конце цикла, который, в силу непрерывности, связывающей между собой все вещи, одновременно окажется и началом нового цикла, а значит и нового "Золотого века".
В психологии и этике человечества тоже происходят принципиальные изменения. Эгоизм, который раньше присутствовал в неразвитой форме, теперь занимает господствующее положение во внутренней жизни индивидов. Прямое переживание Бога, которое люди древности имели во время мистерий, заменяется сегодня "религиозными учениями", "сектанством", "теологией". Эго стало узурпатором человека, а жизнь превратилась в гонку за властью и удовольствиями.
В век Кали-Юги, то есть в то время, в которое мы сейчас живем, никто более не занимает места, положенного ему в соответствии с его внутренней природой. В современном мире отсутствует кастовая система. Каста в традиционном понимании этого термина есть не что иное, как выражение глубинной индивидуальности человека со всем набором его особых предрасположенностей, предопределяющих каждого к выполнению тех или иных обязанностей космического порядка. Но как только выполнение этих обязанностей перестает подчиняться строго установленным правилам, основанным на индивидуальной природе человека, неизбежным следствием оказывается такое положение вещей, когда каждый вынужден делать лишь ту работу, которую ему удалось получить или за которую платят деньги. И потому вдруг разом все люди стали одинаковы, взаимозаменяемы, равны. Отрицание различия внутренней природы людей было возведено в принцип под именем "равенство". Не составляет никакого труда доказать, что равенство вообще невозможно, и что его нигде не существует. Гораздо труднее продемонстрировать различные последствия этой абсурдной идеи "равенства", во имя которой людям пытаются навязать полное единообразие во всем, в частности, через всеобщее и одинаковое для всех образование. В настоящее время случаи, когда человек выполняет свойственные его внутренней природе функции, являются исключительными, тогда как в нормальной ситуации исключительным должно являться прямо противоположное.
Традиционное знание о циклическом развитии Вселенной делает понятным многое, если не все происходящее сегодня с человеком. Сегодняшние проблемы, беды и горести, плохое и хорошее - это следствие универсального космического Закона Мироздания. Все это происходит потому, что должно произойти, потому что не может не произойти. Поэтому отчасти тот, кто творит сегодня зло, кто убивает себя или другого оправдан. Но это поистине жалкое оправдание. Потому что в век Кали человека никто не заставляет быть эгоистичным, недальновидным, пошлым и злобным созданьем. Точно так же как и во времена "Золотого века" человека никто не заставлял быть воплощением Света и Добра на этой Земле. Меняются условия, человек же всегда остается тем, что он есть - присутствием. В первом случае условия, для того чтобы быть настоящим человеком очень плохие, во втором - очень хорошие. В первом случае воплощать свою бессмертную вечную сущность очень тяжело, во втором - очень легко. Но все равно все в конечном итоге зависит только от выбора самого человека, от того, как он решит прожить свою жизнь, во что вложит он свою силу.
В терминах христианской традиции этот аспект можно выразить так: "В каких бы условиях ты ни оказался, познай самого себя и неси крест, который тебе уготовлен Господом" Важным моментом является здесь принцип принятия ответственности за свою жизнь на самого себя. Полная реализация этого принципа превращает человека из пассивной жертвы условий и обстоятельств в активную фигуру мирового строительства. Такой человек становится соучастником творения Мира. Он живет и действует вместе с Богом и становится Его полноправным сыном.
Как сегодня познать самого себя? Надо всего лишь найти смелость всмотреться в окружающий мир как в зеркало. Принцип зеркала является мощнейшей техникой для решения задачи понимания самого себя. Если мы сможем воспринять происходящее в мире как результат самоотражения в зеркале, то сразу станет понятной и взаимозависимость всех явлений и путь совершенствования всего мира через самосовершенствование каждого отдельного человека.
В заключении я хочу привести слова из книги "Кризис современного мира" французского исследователя-традиционалиста Р. Генона: "Современная цивилизация, равно как и все остальные вещи, имеет причину для своего существования, и в перспективе положения дел, характерного для конца цикла, можно сказать, что она является именно тем, чем она и должна быть, и что она возникла в предназначенный для нее срок и на отведенной ей территории. Однако все это не отменяет того факта, что судить ее следует в соответствии со словами Евангелия: "Извращение должно прийти в мир, но горе тем, через кого оно придет".
У самоубийства могут быть разные причины: биологические, психологические, социальные, какие угодно другие. Но, мне кажется, все эти причины сами по себе не могут привести к следствию, то есть к Смерти. Прежде всего, потому что нет Смерти вообще. Нет такого объективного феномена, объективной данности как Смерть. Нет Смерти самой по себе. Есть только личная Смерть кого-то конкретного. Вот этого живого существа, вот этого человека. Иными словами, Смерть есть, но это всегда только моя Смерть. Только я умираю. Мы ошибаемся, когда полагаем, что этот мир смертен, и все в нем - смертно. Это не так. Смертны только мы, люди. И то совсем не в том, привычном сейчас смысле. Смерть - это не исчезновение, не Ничто. Немецкий философ XX века М.Хайдеггер, видимо следуя древней эзотерической традиции, определял человека как "присутствие" (Dasein), обреченное рано или поздно обернуться отсутствием. Человек - присутствует, гостит, в этом его сущность, в этом его "человечность". Как и в том, что присутствие рано или поздно всегда вынуждено обернуться отсутствием в смысле отсутствия здесь и сейчас, на этой Земле, в этом мире, среди этих людей. Человек как присутствие не может исчезнуть, перестать присутствовать. Он лишь перестает присутствовать здесь и сейчас. Он отсутствует здесь, но в то же время неминуемо присутствует где-то в другом месте, потому что такова его сущность, такова диалектика присутствия. В этом смысле человек на самом деле бессмертен, вечен. И о таком бессмертии и такой вечности говорят все значительные духовные традиции человечества.
Но вернемся к самоубийству. Никакие причины не могут привести к следствию. Потому что такое следствие, которое предполагает получить самоубийца - это миф, это просто невозможно. Потому что человек никогда не сможет умереть. И никто не может уничтожить человека. Человек как присутствие бессмертен и вечен. На этом надо поставить точку.
Мне кажется, гораздо важнее разобраться в том, почему люди забыли о своей истинной сущности? Почему таким радикальным образом изменилось их миросозерцание, их философия, их этика, что стали возможными такие мифы как самоубийство? Почему люди стали бояться собственного бессмертия, собственной вечности? Зачем придумали такую Смерть, которая не имеет никакого отношения к истинному положению вещей во Вселенной? Что случилось? Вот главный вопрос.
Ответ на этот вопрос можно найти в любой значительной духовной традиции человечества. Другое дело, что сегодня мало кто знает даже о том, что эти традиции существуют, не говоря уж о понимании их сути. Зато почти каждый точно знает курс основных валют и график работы модных ночных клубов. Знание первого дает нам истинное бессмертие и открывает перед нами вечность. Знание второго - дает нам страх и Смерть, эту старуху с косой, претендующую на то, чтобы уничтожить человека.
Итак, ответом на прозвучавшие вопросы может являться традиционное знание о циклическом развитии Вселенной. Например, индуистская доктрина учит, что человеческий цикл, называемый Манвантарой, делится на 4 периода в течение которых истинная изначальная духовность, осознание своей вечности и своей живой непосредственной связи с Богом постепенно затемняется. Эти 4 периода Манвантары называются Югами. Человечество последовательно проходит Крита-Югу (или Сатья-Югу), Трета-Югу, Двапара-Югу и Кали-Югу. Эти же самые периоды древние духовные традиции Запада называли соответственно Золотым, Серебряным, Бронзовым и Железным веками. В настоящее время человечество находится в самом конце 4-го века, Кали-Юги, "Железного, Темного века", который начался братоубийственной битвой на поле Куру. Описанию этой битвы посвящены многие разделы древнеиндийского эпоса Махабхарата. Причем, согласно индуистскому же учению, мы пребываем в нем уже 6 тысяч лет и несколько столетий, то есть со времен, гораздо более древних, чем те, которые известны так называемой "классической истории".
И в индуистском ("восточном") знании о четырех Югах, и в античном греко-латинском ("западном") знании о четырех веках каждый последующий период отмечен деградацией и инволюцией относительно предыдущего. То есть логика развития здесь прямо противоположна современной идее "прогресса". Любое циклическое развитие, будучи по определению удалением от Бога, предполагает упадок, регресс, инволюцию. Именно таков истинный смысл концепции "грехопадения" и "изгнания из Рая" в иудео-христианской традиции.
Постепенно изменяется миросозерцание, миропонимание, философия человечества. Истины, ранее доступные всем, становятся сокрытыми и недосягаемыми. Число тех, кто ими владеет, со временем уменьшается, и хотя сокровища нечеловеческой предвечной мудрости никогда не могут быть утрачены окончательно, они окружают себя непроницаемым покрывалом, таящим их от человеческих глаз и затрудняющим к ним доступ. Именно по этой причине повсюду, хотя и в разных формах, мы встречаемся с одной и той же мучительной проблемой: нечто оказалось утраченным, нечто очень важное для каждого из нас, нечто такое, что предстоит теперь своими силами отыскать заново. Но в то же время традиции утверждают, что сокрытое вновь станет видимым в конце цикла, который, в силу непрерывности, связывающей между собой все вещи, одновременно окажется и началом нового цикла, а значит и нового "Золотого века".
В психологии и этике человечества тоже происходят принципиальные изменения. Эгоизм, который раньше присутствовал в неразвитой форме, теперь занимает господствующее положение во внутренней жизни индивидов. Прямое переживание Бога, которое люди древности имели во время мистерий, заменяется сегодня "религиозными учениями", "сектанством", "теологией". Эго стало узурпатором человека, а жизнь превратилась в гонку за властью и удовольствиями.
В век Кали-Юги, то есть в то время, в которое мы сейчас живем, никто более не занимает места, положенного ему в соответствии с его внутренней природой. В современном мире отсутствует кастовая система. Каста в традиционном понимании этого термина есть не что иное, как выражение глубинной индивидуальности человека со всем набором его особых предрасположенностей, предопределяющих каждого к выполнению тех или иных обязанностей космического порядка. Но как только выполнение этих обязанностей перестает подчиняться строго установленным правилам, основанным на индивидуальной природе человека, неизбежным следствием оказывается такое положение вещей, когда каждый вынужден делать лишь ту работу, которую ему удалось получить или за которую платят деньги. И потому вдруг разом все люди стали одинаковы, взаимозаменяемы, равны. Отрицание различия внутренней природы людей было возведено в принцип под именем "равенство". Не составляет никакого труда доказать, что равенство вообще невозможно, и что его нигде не существует. Гораздо труднее продемонстрировать различные последствия этой абсурдной идеи "равенства", во имя которой людям пытаются навязать полное единообразие во всем, в частности, через всеобщее и одинаковое для всех образование. В настоящее время случаи, когда человек выполняет свойственные его внутренней природе функции, являются исключительными, тогда как в нормальной ситуации исключительным должно являться прямо противоположное.
Традиционное знание о циклическом развитии Вселенной делает понятным многое, если не все происходящее сегодня с человеком. Сегодняшние проблемы, беды и горести, плохое и хорошее - это следствие универсального космического Закона Мироздания. Все это происходит потому, что должно произойти, потому что не может не произойти. Поэтому отчасти тот, кто творит сегодня зло, кто убивает себя или другого оправдан. Но это поистине жалкое оправдание. Потому что в век Кали человека никто не заставляет быть эгоистичным, недальновидным, пошлым и злобным созданьем. Точно так же как и во времена "Золотого века" человека никто не заставлял быть воплощением Света и Добра на этой Земле. Меняются условия, человек же всегда остается тем, что он есть - присутствием. В первом случае условия, для того чтобы быть настоящим человеком очень плохие, во втором - очень хорошие. В первом случае воплощать свою бессмертную вечную сущность очень тяжело, во втором - очень легко. Но все равно все в конечном итоге зависит только от выбора самого человека, от того, как он решит прожить свою жизнь, во что вложит он свою силу.
В терминах христианской традиции этот аспект можно выразить так: "В каких бы условиях ты ни оказался, познай самого себя и неси крест, который тебе уготовлен Господом" Важным моментом является здесь принцип принятия ответственности за свою жизнь на самого себя. Полная реализация этого принципа превращает человека из пассивной жертвы условий и обстоятельств в активную фигуру мирового строительства. Такой человек становится соучастником творения Мира. Он живет и действует вместе с Богом и становится Его полноправным сыном.
Как сегодня познать самого себя? Надо всего лишь найти смелость всмотреться в окружающий мир как в зеркало. Принцип зеркала является мощнейшей техникой для решения задачи понимания самого себя. Если мы сможем воспринять происходящее в мире как результат самоотражения в зеркале, то сразу станет понятной и взаимозависимость всех явлений и путь совершенствования всего мира через самосовершенствование каждого отдельного человека.
В заключении я хочу привести слова из книги "Кризис современного мира" французского исследователя-традиционалиста Р. Генона: "Современная цивилизация, равно как и все остальные вещи, имеет причину для своего существования, и в перспективе положения дел, характерного для конца цикла, можно сказать, что она является именно тем, чем она и должна быть, и что она возникла в предназначенный для нее срок и на отведенной ей территории. Однако все это не отменяет того факта, что судить ее следует в соответствии со словами Евангелия: "Извращение должно прийти в мир, но горе тем, через кого оно придет".
@темы: оккульт