читать дальше- художественная программа Мейерхольда, связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу.
Эта программа получила обоснование в работе Мейерхольда в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные Мейерхольдом спектакли ("Смерть Тентажиля" Метерлинка и "Шлюк и Яу" Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых Мейерхольд осуществлял свои интересные идеи.
Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906-07 Мейерхольд был гл. режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александрийском т-ре (с 1908), Мейерхольд ставил уже иную задачу - возрождение принципов "театра прошлых эпох"; стремился к сочетанию трагического гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях "Дон Жуан" Мольера, "Маскарад" Лермонтова), что имело важное значение для его дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы Мейерхольда в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где Мейерхольд поставил "Незнакомку" и "Балаганчик" Блока.
(то есть, балаганчик - это уже следующий стиль)
- Условный театр представляет собой ту самую пещеру, о которой рассказывал Платон. Зрители похожи на обитателей пещеры, прикованных и повернутых к стене, так что они видят лишь отражение того, что происходит снаружи, а не саму реальность, не сам свет и не те фигуры, которые там, а только тени. Знаменитые слова философа Владимира Соловьева - об этой пещере, об этом театре:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От не зримого очами?
(то есть, это можно сравнить с современным перфомансом. это сложный ритуал, а не простое сопереживание. и в целом - тягомотина для обычного зрителя)
- в начале двадцатого века театральные эксперименты были посвящены поискам новых форм сценического пространства и шире - самой сценической архитектуры, поискам новых принципов декорационно-изобразительного оформления спектакля, новых принципов актерской игры. Переосмыслялись самые основы театрального искусства, разгорались споры, что первично в театре: слово или движение, театру приписывалась способность решать чуть ли не религиозные запросы времени. Появление драматургии нового типа вызвало острейшую необходимость в средствах ее выражения; этим объясняются все открытия и эксперименты в театральном искусстве начала ХХ века, и то, что в борьбе с натурализмом мейнингенского толка и в попытках создания Условного театра театр кукол стал эстетическим камертоном для теоретиков и реформаторов сцены, не было случайным. Однако, используя в полемических спорах и лабораторных репетициях специфические признаки искусства театра кукол, такие как декоративность, стилизация, условность движений, статуарная пластика, обобщенность жестов и т. д., реформаторы думали отнюдь не о развитии самого кукольного искусства, а, конечно, о театре драматическом. Сам театр кукол того времени имел традиционные народные формы (уличная комедия Петрушки, вертеп), его драматургия была достаточно наивной, отрывочной и ее канва напоминала скорее либретто с набором отдельных автономных сценок, чем связный драматургический дискурс.
- Мейерхольд много внимания уделял арлекинаде, русскому балагану, цирку, пантомиме. Он развивал идею воспитания актёра, уверенно владеющего своим телом, голосом, способного в нужном темпе и ритме выполнить любое задание режиссёра. В книге «О театре» (1913) он теоретически обосновал концепцию «условного театра», противопоставленную сценическому натурализму.
Эта программа получила обоснование в работе Мейерхольда в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные Мейерхольдом спектакли ("Смерть Тентажиля" Метерлинка и "Шлюк и Яу" Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых Мейерхольд осуществлял свои интересные идеи.
Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906-07 Мейерхольд был гл. режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александрийском т-ре (с 1908), Мейерхольд ставил уже иную задачу - возрождение принципов "театра прошлых эпох"; стремился к сочетанию трагического гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях "Дон Жуан" Мольера, "Маскарад" Лермонтова), что имело важное значение для его дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы Мейерхольда в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где Мейерхольд поставил "Незнакомку" и "Балаганчик" Блока.
(то есть, балаганчик - это уже следующий стиль)
- Условный театр представляет собой ту самую пещеру, о которой рассказывал Платон. Зрители похожи на обитателей пещеры, прикованных и повернутых к стене, так что они видят лишь отражение того, что происходит снаружи, а не саму реальность, не сам свет и не те фигуры, которые там, а только тени. Знаменитые слова философа Владимира Соловьева - об этой пещере, об этом театре:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От не зримого очами?
(то есть, это можно сравнить с современным перфомансом. это сложный ритуал, а не простое сопереживание. и в целом - тягомотина для обычного зрителя)
- в начале двадцатого века театральные эксперименты были посвящены поискам новых форм сценического пространства и шире - самой сценической архитектуры, поискам новых принципов декорационно-изобразительного оформления спектакля, новых принципов актерской игры. Переосмыслялись самые основы театрального искусства, разгорались споры, что первично в театре: слово или движение, театру приписывалась способность решать чуть ли не религиозные запросы времени. Появление драматургии нового типа вызвало острейшую необходимость в средствах ее выражения; этим объясняются все открытия и эксперименты в театральном искусстве начала ХХ века, и то, что в борьбе с натурализмом мейнингенского толка и в попытках создания Условного театра театр кукол стал эстетическим камертоном для теоретиков и реформаторов сцены, не было случайным. Однако, используя в полемических спорах и лабораторных репетициях специфические признаки искусства театра кукол, такие как декоративность, стилизация, условность движений, статуарная пластика, обобщенность жестов и т. д., реформаторы думали отнюдь не о развитии самого кукольного искусства, а, конечно, о театре драматическом. Сам театр кукол того времени имел традиционные народные формы (уличная комедия Петрушки, вертеп), его драматургия была достаточно наивной, отрывочной и ее канва напоминала скорее либретто с набором отдельных автономных сценок, чем связный драматургический дискурс.
- Мейерхольд много внимания уделял арлекинаде, русскому балагану, цирку, пантомиме. Он развивал идею воспитания актёра, уверенно владеющего своим телом, голосом, способного в нужном темпе и ритме выполнить любое задание режиссёра. В книге «О театре» (1913) он теоретически обосновал концепцию «условного театра», противопоставленную сценическому натурализму.
@темы: Работа