Восприятие ирия как места, находящегося одновременно на небе и под землей, видимо, отразилось в понимании Млечного Пути как подземной реки; вместе с тем Млечный Путь обычно понимается как дорога на тот свет, ср. также распространенное представление о том, что в царстве мертвых текут молочные реки.



Любопытно в этой связи, что в Талмуде представлены две точки зрения относительно того, где помещается геенна: согласно одной точке зрения, она располагается за вторым небом (там, где солнце и планеты), согласно другой — на конце земли.



С соответствующими представлениями может быть связано поверье, согласно которому в определенное время открывается рай и ад. Представление о том, что змеи находятся под землей (т. е. в ирие) до первого грома, соответствует представлению о замыкании земли до этого времени: до первого грома земля, по народному выражению, не растворяется. Ср. также мнение, что до первого грома змеи не жалят



Любопытно в связи со сказанным русское поверье о том, что где-то далеко есть царство (Лукоморье), в котором люди умирают на зиму и воскресают весной, причем обычно считается, что умирают они в осенний Юрьев день (26 ноября), а воскресают в вешний Юрьев день.

(прим ареф - эх! россыпь идей. не знает роулинг русской мифологии)



Это поверье следует сопоставить с представлением о стране блаженных рахманов (иначе говоря, царстве мертвых), которые, по мнению буковинских рутенов, наполовину люди, а наполовину рыбы, т. е. обнаруживают признаки змеиной породы, поскольку рыбы в народной мифологии рассматриваются как разновидность змея; ср. в русской статье “О человецех незнаемых во восточной стране” упоминание о людях, которые определенное время года живут в воде.