это я все читаю документ
Вл. А. Луков
ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
НОВОГО ВРЕМЕНИ
тезаурусный анализ
Научная монографияАвантюрист — весьма заметная фигура эпохи, осуществлявшая немаловажную социальную роль культурного посредничества.
К культурным посредникам можно отнести целую группу характерных персонажей: литератора, журналиста, переводчика, издателя, путешественника, актера, масона и т. д. Для большинства из них, как и для других типов эпохи, в каждую эпоху существуют свои правила и нормы.
читать дальшеИсследователь этого типа А. Ф. Строев дает блестящую характеристику авантюристов: «С точки зрения традиционного общества их социальная мобильность — недостаток, если не угроза. [...] В реальной жизни подобный человек не столько переносит удары судьбы, сколько притягивает, ищет их. Для него приключения — вернейший путь к преуспеянию. Рыцарь удачи не может и не хочет делать карьеру проторенными путями, как то положено дипломату, финансисту, военному или судейскому чиновнику. Он как бы аккумулирует энергию, которая не находит применения в стабильном, не меняющемся обществе. [...] Авантюрист служит посредником между странами, культурами и социальными слоями, между жизнью и смертью, между нашим и потусторонним, подземным миром, между мужским и женским началом, между искусством и реальностью.
Авантюрист — всегда мессия, пророк, он тот, кто нравится и вводит в соблазн, кого подсознательно ждут с нетерпением. Он равно притягивает мужчин и женщин. Потому внешность его не может быть ординарной: он поражает, притягивает взоры, он не остается незамеченным в обществе. [...]
Искатель приключений… хочет быть всем, жить тысячью жизней. [...]
Переменчивость, дар импровизации — доминанта характера авантюриста. [...] Он эгоист и гедонист, любитель наслаждений, женщин, хорошей кухни. Описанием обедов и застольных бесед уделено изрядное место в «Истории моей жизни» Казановы, где, согласно французской традиции, еда — такая же форма социальных контактов, как любовь или литературная деятельность.
Профессиональный игрок, искатель приключений суеверен. Он надеется на свою звезду и не забывает поправлять фортуну за карточным столом. Его жизнь не только азартная, но и актерская игра; он комедиант и зритель в одном лице, во всех перипетиях он смотрит на себя со стороны и восхищается собой. [...]
Вне общества авантюрист не существует, он всегда должен быть на людях. Он без устали ищет одобрения либо провоцирует окружающих на скандал. [...]
Искатель приключений вечно ставит на кон жизнь и состояние. Он носит маску победителя, но в глубине души хочет быть побежденным. По характеру своему он обязан упускать или отвергать многочисленные возможности обеспечить положение и устроить судьбу, будь то доходное место или богатая невеста. Если он добьется успеха, остановится, то перестанет быть авантюристом. [...] Законный брак он почитает могилой, тюрьмой. [...]
Всякое приключение кончается угрозой смерти, изгнанием: Казанову высылали более десяти раз из большинства европейских столиц. [...] И всякий раз он начинает жить сначала. Эта логика судьбы как бесконечного цикла взлетов и падений прослеживается в плутовском и приключенческом романе и в реальной жизни.
Новоявленный Вечный жид, искатель приключений всегда в пути, он пересекает цивилизованный мир с Запада на Восток и с Юга на Север. Центр его вселенной — Париж, куда он беспрестанно возвращается, побывав, практически обязательно, в Италии, Испании, Голландии, Швейцарии, Англии, Германии, России и Польше. [...] Многочисленные рыцари удачи следуют по одному и тому же маршруту… Они посещают одних и тех же людей, встречаются и ссорятся друг с другом. Они и сами замечают сходство их судеб и странствий»
Авантюрист не просто эгоист, а очень большой эгоист, что делает его хищником, решающим свои личные проблемы за счет других людей и общества в целом. В этом смысле Наполеон или Пугачев, охваченные некими общими, государственными идеями, вряд ли могут быть отнесены к авантюристам при всем том, что многие их черты вполне вписываются в приведенную характеристику.
Эгоизм делает авантюриста циником. Он не сомневается в истинном положении дел и идет на сознательный обман.
С этой точки зрения, даже Лжедмитрий, в Европе воспринимавшийся как авантюрист (ср. драму П. Мериме «Первые шаги авантюриста»), может оказаться иным человеческим типом, если будет доказано, что он искренне верил в свое царское происхождение.
И, наверное, главное, что следует выделить особо: авантюристы не подлинные творцы, а, скорее, имитаторы. Они обладают блестящим, но поверхностным умом и талантом, позволяющим им быть посредниками, но не создателями. В них ярко представлено паразитирующее начало. Не случайно мы никогда не назовем авантюристом Бальзака, хотя его биография почти полностью соответствует приведенной характеристике этого типа людей. Даже маркиз де Сад при таком подходе не будет отнесен к авантюристам.офигенно. вот и не знаешь, где найдешь интересное
кажется, сейчас истинный авантюризм невозможен. хотя игорь григорьев кажется мне классическим авантюристом, он скорее исключение
лена ленина слишком тяжеловесна для этой задачи. надя сказка... возможно, но где громкие скандалы?
www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/monographs/...
а, спасибо))