Айфон как зеркало России
Нынче все хотят IPhone. Чисто умозрительно, поскольку жалко тысячи долларов за нелегальную игрушку. Подходя к теме практично и заказывая новый телефон за $400 через американских друзей. Бесшабашно вручая энную сумму тем, кто выдает себя за продавцов. Россия ждет IPhone, затаив дыхание, и все ее типичные качества видны в этом ожидании как в зеркале.
Феномен дефицита
Стратегия Apple проста до безобразия: заявить о выпуске революционного предмета, оттягивать продажи, подогревать истерию точечными внедрениями в интернет-дискуссии. Вот несколько фактов из истории телефона. За несколько месяцев до начала продаж в США на eBay отлично шли бумажные копии IPhone ($150). В конце лета по новостным лентам прошла информация об индусе, предлагавшем свой iPhone в аренду - 15 минут за $15. Изначально было объявлено, что аппарат будет работать только с оператором At&T. В первые дни продажи в Париже Apple заявил, что отпускает не больше пяти телефонов в руки.
читать дальшеВсе это приметы умного маркетинга. Чтобы создать IPhone-манию, потребовалось не так много, хотя казалось, что были применены все виды подсознательного воздействия, начиная со старого доброго 25-го кадра. «Не надо придумывать дополнительных устройств, не надо никого зомбировать или посылать пси-волны, - комментирует ситуацию Игорь Нежданов, директор НИИ психотехнологий им. И.В.Смирнова. - Достаточно сказать, что эта штука нигде не продается, а там, где продается, отпускается в ограниченном количестве, все будет отлично».
Россия, страна идеально натренированная на борьбу с дефицитом, узнала знакомую мелодию по первым трем нотам. Ура, очередь, подпольная торговля, взлом, пиратство. Глаза загорелись даже у тех, кто был равнодушен к Ipode и MacBook’ам.
Сквозь тернии
Покупая искомый аппарат в России, человек с большой степенью вероятности будет обманут. Если набрать слово IPhone в русскоязычной поисковой системе, в первой десятке окажется три-четыре ненадежных продавца. Они же бесконечно крутятся в столбце контекстной рекламы. Чтобы распознать предателя, нужно время, хождение по форумам, поиск пострадавших. В тех же форумах временами появляются ликующие люди, которым только что доставили приборчик. Понять, рекламная акция продавца это или настоящий человек, довольно трудно. Признак, изобличающий левую контору на сто процентов - предоплата через WebMoney или ЯндексДеньги, но так рискуют немногие.
У перекупщиков IPhone стоит около $1000. Если цена чуть ниже, есть смысл призадуматься и отказаться от внесения задатка. Если чуть выше, возможно, сегодня вечером телефон окажется на вашем столе. Разлочка и установка русской клавиатуры стоит в конторах 2000-4000 тысячи. Что само по себе нехорошо в ситуации, когда бескорыстные авторы клавиатуры и шрифтов известны всему интернету, а на сайтах rus-iphone.com/ и www.ru-iphone.com подробно описан процесс укрощения американского (или любого другого) IPhone.
Уход от реальности
Чак Паланик в книге «Рэнт: биография Бастера Кейси» пишет: «И словенские писанки, и песчаные мандалы тибетских буддистов объединяют то, что внимание художника полностью сосредотачивается на объекте. Несмотря на эфемерность результата, сам процесс помогает выйти за пределы времени».
Монитор средства коммуникации становится для потребителя такой мандалой. По сути дела, ничем важным он не занимается. Обменивается смс-ами вместо того, чтобы разговаривать вслух. Играет в шарики. В лучшем случае, читает френд-ленту своего дневника.
Но посмотрите на юношу, вперившегося в свой КПК. Он счастлив. Отстранен от толпы в метро. Забыл о нагоняе начальства. Его не волнует задержка зарплаты. Рядовой пользователь ест с аппетитом невкусную дешевую пищу, переписываясь с незнакомкой в Макдональдсе – слава беспроводным и бесплатным сетям!
Взрослый владелец технического средства не только выходит за пределы серого мира повседневности, он возвращается в детство. «Есть люди с тремя телефонами, двумя наладонниками, все опутанные проводами, - говорит Игорь Нежданов. – Здесь мы видим уже не потребность в коммуникации, а компенсаторную функцию: человек получает удовольствие, покупая маленькую штучку, тратит время, чтобы с ней разобраться. Находясь в депрессии, сам того не осознавая, он радует себя новой игрушкой. Не может же взрослый мужчина на полном серьезе покупать себе механических роботов. Престижный гаджет несет в себе заряд позитива».
Билет в будущее
Интерес человека к будущему и не умение жить настоящим характерен для всех народов планеты. Русский тянется в неведомое еще болезненнее, потому что настоящее его пугает. Погружаясь в мир технических новинок, пользователь ощущает себя путешественником во времени. Вот, к примеру, возможность все делать своими руками: набирать номера, писать смс, открывать и закрывать картинки. Все известные нам технические средства управляются через посредника (пульт, клавиатура, мышь), и только iPhone позволяет тыкать в монитор пальцами. В будущем все приборы будут чувствительны к прикосновениям. Это даже дети знают.
«Следующим шагом будет система, отслеживающая движения глаз с помощью камеры. –говорит Максим Конобеевский, кандидат психологических наук. - Уже сейчас существуют игры, в которых взглядом можно управлять движением на мониторе. Производители не дремлют, находят новые «цепляющие» потребительские качества».
Дорого и еще дороже
Каждый человек хочет совершить поступок. В советские время с поступками было все просто. Хочешь стать крутым – утрой надои или возьми путевку на БАМ. Сегодня понятия крутизны размыты. Отчасти они восполняются дороговизной покупки, демонстрируемой друзьям.
Сам предмет может быть тебе не нужен, но трепет в груди, сопряженный с чрезмерной тратой, делает культовым объект покупки. «Есть феномен: если ты продаешь какую-то фентифлюшку за 5000 рублей, у тебя ее покупают, и ты имеешь много головной боли, - рассказывает Игорь Нежданов. - Если ты продаешь ее за 5000 долларов, у тебя ее купят точно так же, но головной боли не будет. Потому что совершенно другой уровень потребителей, другое отношение к тебе. Чем вещь дороже стоит, тем она желаннее».
Покупка – жертва, покупка – подвиг провоцирует выброс адреналина. Скучающий житель мегаполиса, испытывающий дефицит стресса (а значит, и адреналина), подсаживается на этот естественный наркотик. Он может отказать себе в достойном питании, проходит зиму в старых драных кроссовках, зато в кармане его брюк будет тихо лежать айфончик.
Те, для кого штука баксов как пакет семечек, покупают IPhone в золоте или платине у британцев Goldstriker International (к примеру, частичное оформление золотом - 499.95 фунтов стерлингов, полная заливка - 799.95 фунтов).
Знак касты
«Увлечение гаджетами сродни спортивному фанатизму», - утверждает Максим Конобеевский. Любители сравнивать и анализировать технические достоинства новых средств коммуникации образуют закрытые сообщества. Чтобы войти в них, недостаточно скупить все тематические журналы и отсидеть на форуме 100 ночных часов. Необходима покупка. Идеальная покупка на сегодня – IPhone.
«Это состояние легко поддерживать в человеке, - продолжает Максим, – ведь он хочет быть современным, принадлежать к клану, возможно, социально более высокому, чем он сам. Доставая свой IPhone, он сигнализирует «смотрите, что у меня есть, и каков я рядом с ним».
Казалось бы, что за важность? Какой-то смешной гаджет, совмещающий в себе iPod, мобильный телефон и КПК, вдруг взял и вскрыл тайны русской души. Оказалось, что соотечественник наш до сих пор помешан на трудностях, их создании и преодолении, что он – адреналиновый аддикт и любитель русской рулетки. Что он всегда готов пострадать за русский же «авось», потерпеть финансовый крах и только крякнуть, он бежит от реальности и сегодняшнего дня, хочет быть полноправным членом высшего общества. Не такая уж печальная картина. Если взглянуть на список беспристрастно, можно увидеть героя романтичного, безрассудного и привлекательного.