Надо отметить, что в Дивеевском монастыре (где жил Саровсикй) известие о мощах Серафима не вызвало смущения; одна из монахинь, ещё помнившая преподобного, в лаконичной форме выразила церковный подход к проблеме: "Мы кланяемся не костям, а чудесам"

Но множество простых душ в смятении искало каких-то объяснений происходящему. Ведь всего лишь семь лет назад, в 1896 году, состоялось прославление святителя Феодосия Черниговского, чьи мумифицированные останки действительно не предались тлению! Кстати, в таком же состоянии мумификации и полной сохранности оказались и мощи святителя Иоасафа Белгородского, канонизированного в 1911 г.



В конечном счёте всё вместе взятое — ожидавшееся нетление мощей подвижника и чудотворца, мучительное разочарование, общественно-политический скандал с участием альтернативной Православной Церкви (старообрядцев) и оппозиционной эмигрантской печати — приняло очертание нервозной ситуации несоответствия.