Всё в том же 1903 году С. А. Нилус публикует запись беседы преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Но в распоряжении Нилуса был ещё один сенсационный документ — "Великая Дивеевская Тайна", фантасмагорическое развёртывание мифа возвращения, вложенное к тому же в уста самого Серафима.
Не сумев опубликовать "Тайну" при жизни, Нилус каким-то образом передал текст уже в 1920-е годы за границу. Впервые "Тайна" увидела свет в 1969 году в Сан-Франциско. Копии "Великой Дивеевской Тайны" хранились также в архиве священника Павла Флоренского.
Согласно "Тайне", приблизительно на рубеже XIX и XX веков архиереи Православной Церкви зайдут в своём нечестии так далеко, что уже не будут верить в воскресение Христа.
Для того, чтобы доказать истинность Христова и всеобщего воскресения, Серафим воскреснет подобно семи отрокам Эфесским, после чего перейдёт из Сарова в Дивеево и начнёт проповедовать покаяние.
Открыв в Дивеево четверо мощей, преподобный возляжет посреди них пятым, но эта вторичная его смерть будет уже непосредственно предшествовать второму славному пришествию Господа Иисуса и всеобщему воскресению.
Социально-психологический кризис, который переживала в начале века Россия, уже сам по себе делал необходимым появление пророчества, которое объяснило бы смысл истории. Вся атмосфера начала века была буквально пропитана апокалипсическими ожиданиями: ненасытная жажда знамений, пророчеств, чудес, отыскивание юродивых, чудотворцев, святых, как носителей сверхъестественной силы.
От такой религиозности предостерегал Своих последователей Иисус Христос, когда дьявольское искушение совершить чудо отразил словами Св. Писания: "Не искушай Господа Бога твоего" (Мф 4:7)

Не сумев опубликовать "Тайну" при жизни, Нилус каким-то образом передал текст уже в 1920-е годы за границу. Впервые "Тайна" увидела свет в 1969 году в Сан-Франциско. Копии "Великой Дивеевской Тайны" хранились также в архиве священника Павла Флоренского.
Согласно "Тайне", приблизительно на рубеже XIX и XX веков архиереи Православной Церкви зайдут в своём нечестии так далеко, что уже не будут верить в воскресение Христа.
Для того, чтобы доказать истинность Христова и всеобщего воскресения, Серафим воскреснет подобно семи отрокам Эфесским, после чего перейдёт из Сарова в Дивеево и начнёт проповедовать покаяние.
Открыв в Дивеево четверо мощей, преподобный возляжет посреди них пятым, но эта вторичная его смерть будет уже непосредственно предшествовать второму славному пришествию Господа Иисуса и всеобщему воскресению.
Социально-психологический кризис, который переживала в начале века Россия, уже сам по себе делал необходимым появление пророчества, которое объяснило бы смысл истории. Вся атмосфера начала века была буквально пропитана апокалипсическими ожиданиями: ненасытная жажда знамений, пророчеств, чудес, отыскивание юродивых, чудотворцев, святых, как носителей сверхъестественной силы.
От такой религиозности предостерегал Своих последователей Иисус Христос, когда дьявольское искушение совершить чудо отразил словами Св. Писания: "Не искушай Господа Бога твоего" (Мф 4:7)
