понятие "зло" не пользовалось особой популярностью, но, судя по всему, сейчас для него наступил ренессанс. Долгое время это понятие было ничем иным, как отзвуком мифологического, христианского прошлого, однако сейчас оно получило новую жизнь, но при этом изменилось его качество. Сейчас оно является не только серьезной проблемой, но обладает, ни много ни мало, притягательностью. Эта притягательность не в последнюю очередь связано с тем, что зло стало скорее объектом эстетики, нежели морали. Зло превратилось в нечто иное и вследствие этого действует как противовес скучной повседневности. Мы видим все более экстремальные примеры злодеяний в фильмах, и не только, однако это зло не в полной мере относится к категории нравственности. Зло - как и многое другое в нашей культуре - подверглось эстетизации. Симона Вейль пишет: "Вымышленное зло романтично и многообразно; реальное зло - мрачное, однообразное, пустое, скучное. Вымышленное благо скучно; реальное благо - удивительное, необычное и упоительное". Вымышленное зло живет благодаря этому вымыслу. Зло в вымысле констатирует с серыми буднями, по отношению к которым зло является трансцеденцией.

ларс свинсен
философия зла

@темы: психология, культур