Заключение доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО, профессора В.И.Слободчикова и доктора психологических наук, профессора В.В.Абраменковой от 9.10.02 г.
О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОД НАЗВАНИЕМ "ХЕЛЛОУИН"
читать дальше
1. В настоящее время в российских школах уже с сентября идет подготовка к празднованию так называемого Хеллоуина, получившего широкое распространение первоначально в учебных заведениях с углубленным изучением английского языка, а затем и в других. Каждому педагогу известно большое воспитательное значение праздников вообще и школьных праздников в особенности, способствующих единению детско-взрослого школьного сообщества, проявлению радостных чувств и переживаний. К сожалению, сегодня оказались утрачены традиции организации и проведения подобных мероприятий. Отсюда закономерно появление инокультурных чужеродных нововведений, подобных "дню всех святых, Хеллоуину", не имеющему ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни со святьми, ни с моральными представлениями и традициями народов России.
2. Краткая историческая справка. Все в Хеллоуине берет свое начало в языческих ритуалах злых духов. По мнению известного культуролога Дж. Дж. Фрезера, Хеллоуин - ночь перехода от осени к зиме - в древности связывалась с духами умерших, якобы бродящих вблизи домов и собирающих дань в виде пищи и питья. В 19 веке через иммигрантов из Ирландии в Америке появляется языческий обряд, сохранивший элементы верований древних кельтов поклонения духам смерти, который включал оргии и ритуальные убийства. К началу 20 в. в городах США стал распространяться обычай устраивать в Хеллоуин акции мелкого вандализма - бить стекла, ломать скамейки и пр. В настоящее время в США и во многих странах Европы празднование Хеллоуина приняло широкие масштабы, возникла целая индустрия Хеллоуин - развлечений, на которые выделяются миллионы долларов. Стало традицией взрослым и детям в процессе Хеллоуина: изображать убийц и маньяков, играть в монстров, вампиров и всякую нечисть, попрошайничать, устраивать жестокие и антиморальные розыгрыши, а также оргии с вандализмом и сексуальной разнузданностью. Для детей считается нормальным - копировать человеческие жертвоприношения, глумиться над человеческими страданиями и смертью, что не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. На Западе известно о сотнях детей - физических жертвах этого чудовищного разгула: отравленных, убитых, повешенных, сгоревших в этот день. Чего стоит недавняя трагедия в Швеции, где от пожара на дискотеке по случаю Хеллоуина пострадало свыше 200 подростков и молодых людей!
3. А как это происходит у нас? Учителя и дети всю первую учебную четверть пишут сценарии и изобретают остроумные приспособления для садистских трюков и ужасающих костюмов. Например, в одной из школ закупаются гвозди для прибивания пальцев (!) нерадивых школьников и иголки для зашивания ртов болтающих на уроках. Занятия в этот день с одобрения администрации, как правило, срываются вбегающими в классы разнузданными группами детей в костюмах монстров, ведьм и прочей нечистой силы. В прошлом году в другой школе в спортивном зале в присутствии всех учащихся, педагогов и родителей имитировали ... казнь через повешение одного из "двоечников". Дети радовались насилию, смерти, страданиям, пусть даже игровым, в условиях декларированной гуманизации образования. Участие в этих беснованиях учителей и администрации школы снимает воспитанное в течение сотен лет уважительное отношение маленьких - к старшим, учеников - к учителям, способствует проявлению самых низменных инстинктов и потребностей в разрушении, агрессии, разврате. Школа - не место подобных привнесений и "традиций". Многие учителя после проведения праздника отмечают возникающие большие сложности в проведении учебно-воспитательного процесса, лишь спустя недели оказывается возможным большими усилиями вернуть детей в нормальное русло общения и взаимодействия на уроках.
4. Что происходит с ребенком в процессе подготовки и "празднования Хеллоуина? Наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, носящих архетипический характер, а также групповой эффект совместного действа, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психофизическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на младших школьников и подростков. Разрушительными последствиями этого процесса оказываются:
- общая деморализация сознания современных школьников - участников Хеллоуина. Здесь происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о Добре и зле. Красоте и безобразии, Истине и лжи. В самом названии Хеллоуина как "дня всех святых" (что является ложью - никакая церковь не празднует этот день 31 октября) осуществляется беззастенчивая спекуляция на уважении россиян к Православной Церкви, святости, святым. Снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека, по поводу использования даже в игровой форме человеческих экскрементов и крови жертв в качестве лакомства, по поводу вандализма и пр., что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка;
- осуществляется вестернизация детского сознания: навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных "развлечений", реставрация древних культов служения силам зла под видом "Дьявольского карнавала". Все это осуществляется в школе при забвении собственных традиций и культурных форм, в частности, праздников, календарных обрядов, обычаев. И немаловажный факт : Хеллоуин, по сути, еще и прибыльный бизнес, опустошающий кошельки родителей( в США ежегодно тратится до 2,5 млрд долл. на его празднование, у нас эти цифры неизвестны, но в каждом супермаркете бойко раскупаются и дорогие костюмы монстров и убийц, и чудовищные лакомства, и демонические игрушки);
- идет полным ходом демонизация сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, "голоса", одержимость бесами - вот следствия последействия Хеллоуина. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах и священники на исповеди, спустя много недель после 31 октября;
- происходит активная танатизация сознания (от греч. танатос - олицетворение смерти). Воспевание культа смерти не только в карнавальных костюмах палачей и серийных убийц типа Джека-Потрошителя, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и "прикольных" конфет из экскрементов. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности. Танатизация как патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая по сути и Хеллоуином и всеми СМИ, несет в себе еще одну серьезную опасность. Психосемантический анализ изобразительных средств в Хеллоуине показал их несомненную связь с содержанием рисунков малолетних правонарушителей - подростков-убийц и самоубийц: их навязчивое рисование черепов, могильных крестов, виселиц, предметов пыток и орудий убийств. Этот анализ свидетельствует о том, что сходная семантика смерти как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия, влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения. Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале 20 в. была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница - возраст 5-6 лет!
5. Таким образом, влияние такого мероприятия, как Хеллоуин на детское сообщество, особенно в стенах школы, ведет к росту неконтролируемых, девиантных форм поведения и к психопатологическим реакциям. Соответственно:
- необходимо раскрыть педагогам подлинный смысл этого мероприятия и его последствий; считать недопустимым его проведения в стенах школы ни с учебно-воспитательной, ни с духовно-нравственной точек зрения;
- необходимо возродить в стенах школы формы традиционной игровой культуры детей и подростков;
- необходимо создавать новые формы совместных (дети-педагоги-родители) школьных праздников в соответствии с базовыми ценностями отечественной культуры (например, организовать конкурс на лучший проект праздника класса, школы 31 октября и пр.).
Директор Института педагогических инноваций РАО, докт. психол. наук, член-корреспондент РАО, профессор В.И.Слободчиков
Доктор психологических наук, главный специалист ИПИ РАО, профессор В.В.Абраменкова
Православный медицинский сервер: http://pms.orthodoxy.ru/semia/00035.htm#doc3
Юридическое заключение директора Института государственно-конфессиональных отношений, кандидата юридических наук, И.В.Понкина от 9 октября 2002 г.
О НЕЗАКОННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ "ХЭЛЛОУИНА" В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РФ
Формально, с внешней стороны "хэллоуин" представляет собой разовое в течение года мероприятие квазикарнавального типа, персонажами которого являются ведьмы, вампиры, монстры, вурдалаки и прочие представители всего того, что в христианской культуре и восприятии христиан называется бесовщиной. Вместе с тем, анализ практики проведения "хэллоуина" в России и за рубежом позволяет сделать вывод, что нельзя рассматривать "хэллоуин" как единичное явление, так как, содержательно, практика проведения "хэллоуина" представляет собой проявления религиозного сатанизма.
Изначально "хэллоуин" был кельтским языческим праздником. Однако кельтские корни "хэллоуина" в его сегодняшнем виде проявляются лишь в некоторых фрагментарных внешних чертах "хэллоуина". Кельтское содержание оказалось практически полностью вытеснено элементами сатанистской религиозной идеологии и практики.
Религиозный сатанизм в содержании "хэллоуина" проявляется буквально во всем - во внешней атрибутике и убранстве мест празднования "хэллоуина", костюмах празднующих, содержании и направленности их "праздничных" действий и развлечений. В действах, сопровождающих "хэллоуин", имеется явная тенденция к стремлению эпатировать, испугать, шокировать, вызвать иные негативные чувства и ощущения у зрителей и участников.
Так, в школе №1266 г.Москвы в 1998 г. был проведен публичный обряд "показательной казни двоечника", представлявший собой максимально приближенную к реальности имитацию казни ребенка через повешение. Во время проведения этого обряда, явившегося частью большой программы празднования "хэллоуина", одиннадцатиклассница, посещающая школу каскадеров, была одета в специальное альпинистское снаряжение, которое защитило ее шею от веревки. Как описывали журналисты "Вечерней Москвы": "Палач в красном балахоне с прорезями для глаз подвел приговоренного к стремянке, над которой с потолка свисала веревка. Заставил несчастного - тот тоже был в балахоне, только белом - подняться по перекладинам. И… накинул ему петлю на шею. Зал замер. Через мгновение палач выбил лестницу из-под ног ученика. Тело бессильно закачалось на веревке, голова повисла, язык вывалился. "Ребята, давайте похлопаем!" - радостно воскликнула учительница. "Боже, какой ужас!" - послышался ропот нескольких потрясенных родителей, но он утонул в общем ликовании и аплодисментах. Между тем, тело казненного спустили на пол, взяли за руки - за ноги и утащили куда-то".
Внешнюю сторону "празднования" "хэллоуина", в том числе в московских школах, составляет обязательное требование соответствующего оформления учащимися своего внешнего вида в сатанистском стиле: "в зале появились вампиры со стекающими ручейками крови изо ртов, девочки с воткнутыми в животы ножами, арестанты, волочащие за собой кандалы, смерть с косой" (школа №1266 г.Москвы) ; "прикрываясь изучением английского языка, школьники и учителя, одетые в маски вампиров, вурдалаков, убийц, монстров и прочую нечисть, копировали жертвоприношение сатанистов пили томатный сок из бокалов, символизирующий человеческую кровь, то есть человеческое жертвоприношение" (школа №58 г.Москвы) ; учащихся принуждали в этот день быть в масках вампиров и пр. (школы №920 и №980 г.Москвы).
Проведение "хэллоуина" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации следует рассматривать как навязывание учащимся своего рода игры в сатанистское мироощущение, навязывание вероучения и практики религиозного сатанизма, то есть как форму принудительного вовлечения учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в религиозные объединения сатанистского типа и обучение учащихся сатанистской религии. Совершенно очевидно, что осуществляется это вопреки воле учащихся, так как ни о каком добровольно сделанном учащимися, информированном и ясно выраженном их согласии на участие в сатанистском действе и речи быть не может.
Учащимся "хэллоуин" преподносится как некий совершенно безобидный праздник шутливой и веселой направленности, вроде традиционно проводимых в школах (по крайней мере, в прошлые годы) новогодних маскарадов. Не опирается вовлечение учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в действа, связанные с "хэллоуином", на добровольно сделанные, информированные и ясно выраженные согласия родителей учащихся на участие их детей в действе религиозного сатанизма.
Таким образом, налицо прямое нарушение правовой нормы части 5 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", устанавливающей запрет на вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
Отсутствие добровольности в привлечении учащихся в действа, связанные с "хэллоуином", является нарушением одного из важнейших признаков светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то есть правовых норм пункта 4 статьи 2 Закона РФ "Об образовании" и части 2 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Проведение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях мероприятий, связанных с "хэллоуином", следует рассматривать как: прямое и грубое нарушение запрета вовлечения малолетних в религиозные объединения вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (часть 2 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
; прямое и грубое нарушение запрета обучения малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (часть 2 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
; навязывание учащимся чуждых им "праздников" и, вследствие этого, противоречие приоритету общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности - как принципу государственной политики в области образования (пункт 1 статьи 2 Закона РФ "Об образовании"
; нарушение такого принципа государственной политики в области образования, как государственно-общественный характер управления образованием (пункт 6 статьи 2 Закона РФ "Об образовании"
; прямое нарушение установленных статьей 14 Закона РФ "Об образовании" общих требований к содержанию образования (как обучения и воспитания) - ориентация образования на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; направленность образования на адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; прямое нарушение правовых норм части 5 статьи 1, части 15 статьи 50, части 1 статьи 51 и части 1 статьи 52 Закона РФ "Об образовании".
Проведение "хэллоуина" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях нарушает права учащихся, а именно:
1. Право на свободу вероисповедания и свободный мировоззренческий выбор, закрепленное в статьях 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.); статье 18 и части 1 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 23.03.1976 г.); статье 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Принята 14.12.1960 г. Генеральной Конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 11 сессии); части 1 статьи 12, части 1 статьи 13, частях 1 и 3 статьи 14 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); статье 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4.11.1950 г.; текст, измененный в соответствии с положениями Протокола №3, вступившего в силу 21.09.1970 г., Протокола №5 (ETS, №55), вступившего в силу 20.12.1971 г., и Протокола №8 (ETS, №118), вступившего в силу 1.01.1990 г., и содержащий текст Протокола №2 (ETS, №44)); части VII Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.); пункте 11 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15.01.1989 г.); статье 28 Конституции Российской Федерации; статье 3 и части 1 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; части 4 статьи 14 Закона РФ "Об образовании".
2. Право на самоопределение личности и создание условий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для ее самореализации, закрепленное в части 1 статьи 14 Закона РФ "Об образовании".
3. Право на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и культурное развитие в рамках национальной культуры, закрепленное в части 2 статьи 26, части 1 статьи 27 и статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.); части 1 статьи 5, части 1 статьи 1, части 1 статьи 13 и части 1 статьи 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 03.01.1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 03.01.1976 г.); части 1 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 23.03.1976 г.); часть 1 статьи 1 и части 1 статьи 8 Декларации о праве на развитие, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №41/128 от 4 декабря 1986 г.; пункте "с" части 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); пунктах 2 и 8 Венской декларации и Программе действий, принятой 25.06.1993 г. Всемирной конференцией по правам человека; статье 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Принята 14.12.1960 г. Генеральной Конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 11 сессии); статье 1 Декларации принципов международного культурного сотрудничества (Провозглашена 4.11.1966 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 14 сессии); части VIII Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.); пункте 14 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15.01.1989 г.); части 2 и 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации.
4. Право на защиту от принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, закрепленное в части 2 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.); в части 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации; в части 15 статьи 50 Закона РФ "Об образовании"; в части 5 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
5. Право на защиту от дискриминации, закрепленное в статьях 1,2,6,7 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.); части 1 статьи 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 03.01.1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 03.01.1976 г.); статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 23.03.1976 г.); статьях 2 и 3 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, провозглашенной Резолюцией №36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г.; статье 2 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); статье 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4.11.1950 г.; текст, измененный в соответствии с положениями Протокола №3, вступившего в силу 21.09.1970 г., Протокола №5 (ETS, №55), вступившего в силу 20.12.1971 г., и Протокола №8 (ETS, №118), вступившего в силу 1.01.1990 г., и содержащий текст Протокола №2 (ETS, №44)); части VII Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.); пунктах 13, 13.7, 16, 16.1 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15.01.1989 г.); части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации; части 3 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
6. Право на получение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях образования, содержание которого обеспечивает интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, закрепленное в части 2 статьи 14 Закона РФ "Об образовании"; части 1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 №103-ФЗ).
7. Право на формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира, закрепленное в части 2 статьи 14 Закона РФ "Об образовании".
8. Право на получение образования, направленного на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям его страны, закрепленное в пункте "с" части 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.; вступила в силу 2 сентября 1990 г.).
9. Право на получение такого образования, которое направлено на привитие уважения к основным ценностям и воспитание уважения к культурной самобытности самого ребенка и его взглядам, к общественным ценностям страны, в которой ребенок проживает (пункт "а" статьи 20 Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Приложение. Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи 45/112).
10. Право ребенка воспитываться своими родителями и на защиту его прав и законных интересов, закрепленное в части 2 статьи 54 и части 1 статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации.
11. Право ребенка на такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, закрепленное в части 2 статьи 3 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.; вступила в силу 2 сентября 1990 г.).
12. Право на ненарушение прав и свобод при реализации другими лицами своих прав и свобод, закрепленное в части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
13. Право ребенка на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, закрепленное в статье 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 №103-ФЗ).
Проведение "хэллоуина" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях нарушает также права родителей учащихся, а именно:
1. Право на воспитание своих детей, закрепленное в: части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации; части 2 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; части 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации.
2. Право граждан на выбор воспитания и образования для своих детей в соответствии с собственными убеждениями, закрепленное в части 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.; части 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; части 4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах; статье 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 г.; статье 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г.; статье 2 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20.03.1952 г.; пункте 16 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15.01.1989 г.; части 2 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; части 1 статьи 52 Закона РФ "Об образовании".
3. Право на защиту законных прав и интересов своего ребенка, закрепленное в части 1 статьи 52 Закона РФ "Об образовании"; части 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации; части 2 статьи 7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 №103-ФЗ).
4. Право на участие в управлении образовательным учреждением, закрепленное в пункте 6 статьи 2 и части 1 статьи 52 Закона РФ "Об образовании".
5. Право на защиту семьи обществом и государством, закрепленное в части 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.).
ВЫВОД. Проведение "хэллоуина" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях незаконно и нарушает права и законные интересы учащихся и их родителей (или лиц, их заменяющих).
Понкин И.В., директор Института государственно-конфессиональных отношений, кандидат юридических наук
О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОД НАЗВАНИЕМ "ХЕЛЛОУИН"
читать дальше
1. В настоящее время в российских школах уже с сентября идет подготовка к празднованию так называемого Хеллоуина, получившего широкое распространение первоначально в учебных заведениях с углубленным изучением английского языка, а затем и в других. Каждому педагогу известно большое воспитательное значение праздников вообще и школьных праздников в особенности, способствующих единению детско-взрослого школьного сообщества, проявлению радостных чувств и переживаний. К сожалению, сегодня оказались утрачены традиции организации и проведения подобных мероприятий. Отсюда закономерно появление инокультурных чужеродных нововведений, подобных "дню всех святых, Хеллоуину", не имеющему ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни со святьми, ни с моральными представлениями и традициями народов России.
2. Краткая историческая справка. Все в Хеллоуине берет свое начало в языческих ритуалах злых духов. По мнению известного культуролога Дж. Дж. Фрезера, Хеллоуин - ночь перехода от осени к зиме - в древности связывалась с духами умерших, якобы бродящих вблизи домов и собирающих дань в виде пищи и питья. В 19 веке через иммигрантов из Ирландии в Америке появляется языческий обряд, сохранивший элементы верований древних кельтов поклонения духам смерти, который включал оргии и ритуальные убийства. К началу 20 в. в городах США стал распространяться обычай устраивать в Хеллоуин акции мелкого вандализма - бить стекла, ломать скамейки и пр. В настоящее время в США и во многих странах Европы празднование Хеллоуина приняло широкие масштабы, возникла целая индустрия Хеллоуин - развлечений, на которые выделяются миллионы долларов. Стало традицией взрослым и детям в процессе Хеллоуина: изображать убийц и маньяков, играть в монстров, вампиров и всякую нечисть, попрошайничать, устраивать жестокие и антиморальные розыгрыши, а также оргии с вандализмом и сексуальной разнузданностью. Для детей считается нормальным - копировать человеческие жертвоприношения, глумиться над человеческими страданиями и смертью, что не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. На Западе известно о сотнях детей - физических жертвах этого чудовищного разгула: отравленных, убитых, повешенных, сгоревших в этот день. Чего стоит недавняя трагедия в Швеции, где от пожара на дискотеке по случаю Хеллоуина пострадало свыше 200 подростков и молодых людей!
3. А как это происходит у нас? Учителя и дети всю первую учебную четверть пишут сценарии и изобретают остроумные приспособления для садистских трюков и ужасающих костюмов. Например, в одной из школ закупаются гвозди для прибивания пальцев (!) нерадивых школьников и иголки для зашивания ртов болтающих на уроках. Занятия в этот день с одобрения администрации, как правило, срываются вбегающими в классы разнузданными группами детей в костюмах монстров, ведьм и прочей нечистой силы. В прошлом году в другой школе в спортивном зале в присутствии всех учащихся, педагогов и родителей имитировали ... казнь через повешение одного из "двоечников". Дети радовались насилию, смерти, страданиям, пусть даже игровым, в условиях декларированной гуманизации образования. Участие в этих беснованиях учителей и администрации школы снимает воспитанное в течение сотен лет уважительное отношение маленьких - к старшим, учеников - к учителям, способствует проявлению самых низменных инстинктов и потребностей в разрушении, агрессии, разврате. Школа - не место подобных привнесений и "традиций". Многие учителя после проведения праздника отмечают возникающие большие сложности в проведении учебно-воспитательного процесса, лишь спустя недели оказывается возможным большими усилиями вернуть детей в нормальное русло общения и взаимодействия на уроках.
4. Что происходит с ребенком в процессе подготовки и "празднования Хеллоуина? Наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, носящих архетипический характер, а также групповой эффект совместного действа, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психофизическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на младших школьников и подростков. Разрушительными последствиями этого процесса оказываются:
- общая деморализация сознания современных школьников - участников Хеллоуина. Здесь происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о Добре и зле. Красоте и безобразии, Истине и лжи. В самом названии Хеллоуина как "дня всех святых" (что является ложью - никакая церковь не празднует этот день 31 октября) осуществляется беззастенчивая спекуляция на уважении россиян к Православной Церкви, святости, святым. Снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека, по поводу использования даже в игровой форме человеческих экскрементов и крови жертв в качестве лакомства, по поводу вандализма и пр., что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка;
- осуществляется вестернизация детского сознания: навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных "развлечений", реставрация древних культов служения силам зла под видом "Дьявольского карнавала". Все это осуществляется в школе при забвении собственных традиций и культурных форм, в частности, праздников, календарных обрядов, обычаев. И немаловажный факт : Хеллоуин, по сути, еще и прибыльный бизнес, опустошающий кошельки родителей( в США ежегодно тратится до 2,5 млрд долл. на его празднование, у нас эти цифры неизвестны, но в каждом супермаркете бойко раскупаются и дорогие костюмы монстров и убийц, и чудовищные лакомства, и демонические игрушки);
- идет полным ходом демонизация сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, "голоса", одержимость бесами - вот следствия последействия Хеллоуина. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах и священники на исповеди, спустя много недель после 31 октября;
- происходит активная танатизация сознания (от греч. танатос - олицетворение смерти). Воспевание культа смерти не только в карнавальных костюмах палачей и серийных убийц типа Джека-Потрошителя, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и "прикольных" конфет из экскрементов. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности. Танатизация как патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая по сути и Хеллоуином и всеми СМИ, несет в себе еще одну серьезную опасность. Психосемантический анализ изобразительных средств в Хеллоуине показал их несомненную связь с содержанием рисунков малолетних правонарушителей - подростков-убийц и самоубийц: их навязчивое рисование черепов, могильных крестов, виселиц, предметов пыток и орудий убийств. Этот анализ свидетельствует о том, что сходная семантика смерти как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия, влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения. Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале 20 в. была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница - возраст 5-6 лет!
5. Таким образом, влияние такого мероприятия, как Хеллоуин на детское сообщество, особенно в стенах школы, ведет к росту неконтролируемых, девиантных форм поведения и к психопатологическим реакциям. Соответственно:
- необходимо раскрыть педагогам подлинный смысл этого мероприятия и его последствий; считать недопустимым его проведения в стенах школы ни с учебно-воспитательной, ни с духовно-нравственной точек зрения;
- необходимо возродить в стенах школы формы традиционной игровой культуры детей и подростков;
- необходимо создавать новые формы совместных (дети-педагоги-родители) школьных праздников в соответствии с базовыми ценностями отечественной культуры (например, организовать конкурс на лучший проект праздника класса, школы 31 октября и пр.).
Директор Института педагогических инноваций РАО, докт. психол. наук, член-корреспондент РАО, профессор В.И.Слободчиков
Доктор психологических наук, главный специалист ИПИ РАО, профессор В.В.Абраменкова
Православный медицинский сервер: http://pms.orthodoxy.ru/semia/00035.htm#doc3
Юридическое заключение директора Института государственно-конфессиональных отношений, кандидата юридических наук, И.В.Понкина от 9 октября 2002 г.
О НЕЗАКОННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ "ХЭЛЛОУИНА" В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РФ
Формально, с внешней стороны "хэллоуин" представляет собой разовое в течение года мероприятие квазикарнавального типа, персонажами которого являются ведьмы, вампиры, монстры, вурдалаки и прочие представители всего того, что в христианской культуре и восприятии христиан называется бесовщиной. Вместе с тем, анализ практики проведения "хэллоуина" в России и за рубежом позволяет сделать вывод, что нельзя рассматривать "хэллоуин" как единичное явление, так как, содержательно, практика проведения "хэллоуина" представляет собой проявления религиозного сатанизма.
Изначально "хэллоуин" был кельтским языческим праздником. Однако кельтские корни "хэллоуина" в его сегодняшнем виде проявляются лишь в некоторых фрагментарных внешних чертах "хэллоуина". Кельтское содержание оказалось практически полностью вытеснено элементами сатанистской религиозной идеологии и практики.
Религиозный сатанизм в содержании "хэллоуина" проявляется буквально во всем - во внешней атрибутике и убранстве мест празднования "хэллоуина", костюмах празднующих, содержании и направленности их "праздничных" действий и развлечений. В действах, сопровождающих "хэллоуин", имеется явная тенденция к стремлению эпатировать, испугать, шокировать, вызвать иные негативные чувства и ощущения у зрителей и участников.
Так, в школе №1266 г.Москвы в 1998 г. был проведен публичный обряд "показательной казни двоечника", представлявший собой максимально приближенную к реальности имитацию казни ребенка через повешение. Во время проведения этого обряда, явившегося частью большой программы празднования "хэллоуина", одиннадцатиклассница, посещающая школу каскадеров, была одета в специальное альпинистское снаряжение, которое защитило ее шею от веревки. Как описывали журналисты "Вечерней Москвы": "Палач в красном балахоне с прорезями для глаз подвел приговоренного к стремянке, над которой с потолка свисала веревка. Заставил несчастного - тот тоже был в балахоне, только белом - подняться по перекладинам. И… накинул ему петлю на шею. Зал замер. Через мгновение палач выбил лестницу из-под ног ученика. Тело бессильно закачалось на веревке, голова повисла, язык вывалился. "Ребята, давайте похлопаем!" - радостно воскликнула учительница. "Боже, какой ужас!" - послышался ропот нескольких потрясенных родителей, но он утонул в общем ликовании и аплодисментах. Между тем, тело казненного спустили на пол, взяли за руки - за ноги и утащили куда-то".
Внешнюю сторону "празднования" "хэллоуина", в том числе в московских школах, составляет обязательное требование соответствующего оформления учащимися своего внешнего вида в сатанистском стиле: "в зале появились вампиры со стекающими ручейками крови изо ртов, девочки с воткнутыми в животы ножами, арестанты, волочащие за собой кандалы, смерть с косой" (школа №1266 г.Москвы) ; "прикрываясь изучением английского языка, школьники и учителя, одетые в маски вампиров, вурдалаков, убийц, монстров и прочую нечисть, копировали жертвоприношение сатанистов пили томатный сок из бокалов, символизирующий человеческую кровь, то есть человеческое жертвоприношение" (школа №58 г.Москвы) ; учащихся принуждали в этот день быть в масках вампиров и пр. (школы №920 и №980 г.Москвы).
Проведение "хэллоуина" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации следует рассматривать как навязывание учащимся своего рода игры в сатанистское мироощущение, навязывание вероучения и практики религиозного сатанизма, то есть как форму принудительного вовлечения учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в религиозные объединения сатанистского типа и обучение учащихся сатанистской религии. Совершенно очевидно, что осуществляется это вопреки воле учащихся, так как ни о каком добровольно сделанном учащимися, информированном и ясно выраженном их согласии на участие в сатанистском действе и речи быть не может.
Учащимся "хэллоуин" преподносится как некий совершенно безобидный праздник шутливой и веселой направленности, вроде традиционно проводимых в школах (по крайней мере, в прошлые годы) новогодних маскарадов. Не опирается вовлечение учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в действа, связанные с "хэллоуином", на добровольно сделанные, информированные и ясно выраженные согласия родителей учащихся на участие их детей в действе религиозного сатанизма.
Таким образом, налицо прямое нарушение правовой нормы части 5 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", устанавливающей запрет на вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
Отсутствие добровольности в привлечении учащихся в действа, связанные с "хэллоуином", является нарушением одного из важнейших признаков светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то есть правовых норм пункта 4 статьи 2 Закона РФ "Об образовании" и части 2 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Проведение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях мероприятий, связанных с "хэллоуином", следует рассматривать как: прямое и грубое нарушение запрета вовлечения малолетних в религиозные объединения вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (часть 2 статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"




Проведение "хэллоуина" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях нарушает права учащихся, а именно:
1. Право на свободу вероисповедания и свободный мировоззренческий выбор, закрепленное в статьях 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.); статье 18 и части 1 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 23.03.1976 г.); статье 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Принята 14.12.1960 г. Генеральной Конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 11 сессии); части 1 статьи 12, части 1 статьи 13, частях 1 и 3 статьи 14 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); статье 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4.11.1950 г.; текст, измененный в соответствии с положениями Протокола №3, вступившего в силу 21.09.1970 г., Протокола №5 (ETS, №55), вступившего в силу 20.12.1971 г., и Протокола №8 (ETS, №118), вступившего в силу 1.01.1990 г., и содержащий текст Протокола №2 (ETS, №44)); части VII Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.); пункте 11 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15.01.1989 г.); статье 28 Конституции Российской Федерации; статье 3 и части 1 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; части 4 статьи 14 Закона РФ "Об образовании".
2. Право на самоопределение личности и создание условий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для ее самореализации, закрепленное в части 1 статьи 14 Закона РФ "Об образовании".
3. Право на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и культурное развитие в рамках национальной культуры, закрепленное в части 2 статьи 26, части 1 статьи 27 и статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.); части 1 статьи 5, части 1 статьи 1, части 1 статьи 13 и части 1 статьи 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 03.01.1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 03.01.1976 г.); части 1 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 23.03.1976 г.); часть 1 статьи 1 и части 1 статьи 8 Декларации о праве на развитие, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №41/128 от 4 декабря 1986 г.; пункте "с" части 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); пунктах 2 и 8 Венской декларации и Программе действий, принятой 25.06.1993 г. Всемирной конференцией по правам человека; статье 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Принята 14.12.1960 г. Генеральной Конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 11 сессии); статье 1 Декларации принципов международного культурного сотрудничества (Провозглашена 4.11.1966 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 14 сессии); части VIII Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.); пункте 14 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15.01.1989 г.); части 2 и 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации.
4. Право на защиту от принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, закрепленное в части 2 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.); в части 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации; в части 15 статьи 50 Закона РФ "Об образовании"; в части 5 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
5. Право на защиту от дискриминации, закрепленное в статьях 1,2,6,7 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.); части 1 статьи 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 03.01.1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 03.01.1976 г.); статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 23.03.1976 г.); статьях 2 и 3 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, провозглашенной Резолюцией №36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г.; статье 2 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); статье 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4.11.1950 г.; текст, измененный в соответствии с положениями Протокола №3, вступившего в силу 21.09.1970 г., Протокола №5 (ETS, №55), вступившего в силу 20.12.1971 г., и Протокола №8 (ETS, №118), вступившего в силу 1.01.1990 г., и содержащий текст Протокола №2 (ETS, №44)); части VII Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.); пунктах 13, 13.7, 16, 16.1 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15.01.1989 г.); части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации; части 3 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
6. Право на получение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях образования, содержание которого обеспечивает интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, закрепленное в части 2 статьи 14 Закона РФ "Об образовании"; части 1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 №103-ФЗ).
7. Право на формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира, закрепленное в части 2 статьи 14 Закона РФ "Об образовании".
8. Право на получение образования, направленного на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям его страны, закрепленное в пункте "с" части 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.; вступила в силу 2 сентября 1990 г.).
9. Право на получение такого образования, которое направлено на привитие уважения к основным ценностям и воспитание уважения к культурной самобытности самого ребенка и его взглядам, к общественным ценностям страны, в которой ребенок проживает (пункт "а" статьи 20 Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Приложение. Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи 45/112).
10. Право ребенка воспитываться своими родителями и на защиту его прав и законных интересов, закрепленное в части 2 статьи 54 и части 1 статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации.
11. Право ребенка на такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, закрепленное в части 2 статьи 3 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.; вступила в силу 2 сентября 1990 г.).
12. Право на ненарушение прав и свобод при реализации другими лицами своих прав и свобод, закрепленное в части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
13. Право ребенка на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, закрепленное в статье 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 №103-ФЗ).
Проведение "хэллоуина" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях нарушает также права родителей учащихся, а именно:
1. Право на воспитание своих детей, закрепленное в: части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации; части 2 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; части 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации.
2. Право граждан на выбор воспитания и образования для своих детей в соответствии с собственными убеждениями, закрепленное в части 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.; части 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; части 4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах; статье 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 г.; статье 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г.; статье 2 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20.03.1952 г.; пункте 16 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15.01.1989 г.; части 2 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; части 1 статьи 52 Закона РФ "Об образовании".
3. Право на защиту законных прав и интересов своего ребенка, закрепленное в части 1 статьи 52 Закона РФ "Об образовании"; части 1 статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации; части 2 статьи 7 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года №124-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2000 №103-ФЗ).
4. Право на участие в управлении образовательным учреждением, закрепленное в пункте 6 статьи 2 и части 1 статьи 52 Закона РФ "Об образовании".
5. Право на защиту семьи обществом и государством, закрепленное в части 3 статьи 16 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.).
ВЫВОД. Проведение "хэллоуина" в государственных и муниципальных образовательных учреждениях незаконно и нарушает права и законные интересы учащихся и их родителей (или лиц, их заменяющих).
Понкин И.В., директор Института государственно-конфессиональных отношений, кандидат юридических наук
КАНУН ВСЕХ СВЯТЫХ ИЛИ HALLOWEEN
Хэллоуин — один из древнейших праздников в мире.
Современное свое название он получил в средневековье, он назывался "All Hallows' Eve (в старо-английском "hallow" - святой). А история этого праздника начинается еще раньше, в кельтское время. Первого ноября кельты праздновали новый год, Самайн, и начало зимы. Считалось, что в ночь под новый год призраки и духи умерших возвращаются в поисках тела, которым они могут завладеть на последующий год. Кельты верили, что все законы времени и бытия не работают в эту ночь, позволяя духам вытворять все что угодно.
Разумеется, никому не хотелось поменяться местами с призраком и традиционно повелось рядиться в невозможные страшные костюмы и совершать странные поступки, чтобы сбить приведения с толку.
Позже, уже в христианстве, появилась традиция угощения незнакомых сладостями, "trick or treat". 2 ноября ранние христиане путешествовали из деревни в деревню, прося "soul cakes", хлеб для души. Чем больше еды они получали, тем больше они обещали молиться за души умерших родственников подателя.
Одна из самых известных традиций Хэллоуна восходит к Ирландскому фольклору. По легенде, ловкач и алкоголик Джек обманул Дьявола, заставив его залезть на дерево, и нарисовав на стволе крест так, что Дьявол не смог спустится. Когда Джек умер, его, разумеется, не взяли в рай за все его грехи, но и в аду ему отказали из-за того, что он обхитрил самого Дьявола. Джеку всего лишь дали один тлеющий уголек, призванный освещать его дальнейший бесконечный путь среди ледяной темноты. Этот уголек положили в пустую репку, чтобы он горел дольше. Отсюда и появилась традиция зажигать на Хэллоуин свечки.
Когда ирландские иммигранты приехали в Америку, они обнаружили, что тыкву для освещения использовать намного удобнее и для Jack-o-Lantern стали использовать тыквы. Такие фонарики зажигают теперь в канун всех святых во многих домах, освещая мрачным трепещущимся светом праздничный стол. Почему бы и нам в этом году не отпраздновать Хэллоуин стильно ?
Пригласите друзей, сделайте стол повкуснее, украсьте дом пострашнее: не пренебрегайте бумажными фонариками и свечами, вырежьте страшную рожу из тыквы. И даже если за окном не ходят страшные призраки и не стучатся в двери злобные ведьмы, требующие конфет, эти праздничные рецепты обязательно настроят вас на праздничный лад.
КАК ВЫРЕЗАТЬ ИЗ ТЫКВЫ ДЖЕК-ФОНАРЬ
1. Взять большую тыкву и большим острым ножом с зазубринами срезать "крышку".
2. Десертной ложкой вычистить вычистить семечки и волокна, затем крепкой ложкой (как для мороженого) выскрести немного мякоти.
3. Фломастером нарисовать на тыкве черты лица, которые потом будете вырезать. Маленьким ножом вырезать на тыкве глаза, нос и рот. Внутрь поставить маленькую свечку и накрыть сверху отрезанной крышкой.
Именно поэтому в день сей, рекомендуется оставлять все не нужное, закостенелое и надоевшее за плечами (в прошлом), а новое °лепить° своими собственными руками, после чего смело идти в будущее (широко шагая!), и надеяться только на хорошее.
Во многих уголках планеты Хеллоуин особенно желанно встречают все те, кто увлекается эзотерикой, мистикой и магией.
Будь они ортодоксальными вудуистами, приверженцами Магрибской магии, Аяхуаско или же продолжателями славных традиций Кельтов. Религиозность здесь, пожалуй, не главная составляющая, ибо пересечений во многих религиях, пожалуй, больше, чем звезд во Млечном пути. Мы с вами поговорим об очень важном обряде, который при случае выполняется, всяким вудуистом, который ( -ая) чтит Предков и придерживается древних традиций. Другие направления оставим °иным°, зело, как говорится:
Кесарю -- Кесарево, слесарю° хороших ключей и пакли. Двадцать девятого, в крайнем случае, тридцатого октября нужно пойти в магазин и купить хороший ром. Лучше поутру, ибо покупки считаются благополучными, ежели их делать до полудня. Бытие наше таково, что не во всяком магазине можно сыскать ром, а ежели таковой и сыщется -- может не найтись той суммы денег, от которой придется избавиться при покупке. В этом случае можно ром заменить на коньяк, в крайнем случае, на хорошую водку. Такую, чтоб° ах!
Кроме того, вам понадобятся:
1. Для изготовления °сахарной головы°: -- 1 стакан не плохого пива; -- пара пачек маргарина; -- ровно четыре стакана (200 гр.) муки;
2. Для изготовления сладких Веве: -- плавленый сырок (пара пачек); -- маргарин (1 пачка); -- стакан муки (200 гр.);
3. Для изготовления сладкого Сигиля: -- 100 гр. Сахара (на каждый Сигиль); -- 1/4 ст. воды (на каждый Сигиль);
4. Для сладкого жертвоприношения: -- пара довольно крупных бананов; -- растительное масло (на ваше усмотрение);
-- соль и перец (по вкусу);
Подготовка Придите в Темплу. Трижды поклонитесь и, не зажигая алтаря, трижды откройте перекрестки: Ибараку моллумба эшу ибако моюмба ибако моюмба. Омоте конику ибако омоте ако, Моллумба эшу кулона. Ибараку моллумба омоле ко ибараку моллумба омоле ко. Ибараку моллумба ако эшу кулона ибараку моллумба. Аче эшу кулона ибараку моллумба омоле коако аче. Аронг ларо аконг лароле эшу кулона, А эшу кома комио аче. Аконка лар аконка лар, Ако аче, иба ла гуана эшу.
Лароле аконко ларо лароле э лароле аконко, Аконко лароле аконка лароле аконка. Ла гуана э лароле. После чего подойдите к алтарю, да как можно ближе. Усядьтесь перед ним на колени и громко призовите Ошалу: Куэрпо туе Санто, Диос нуэстро, Си тенер ми бо эн вьентре этерно ае сангре ту хонрадо! Эн деджар песар: хэй пуэс ми гратитуд эстэ бо эн алегриа салуд ай алегременте. Бо эн Террибле ай досес, ир туе хасер! Ми песар понер, се оджос глориа туе Мама ай тодо Санто!
Примерно на минуту сомкните глаза, визуализируя сего духа, стоящим у себя за спиной. Медленно откройте глаза. Зажгите алтарные свечи (по часовой стрелке) и, всматриваясь в огонь, призовите своего духа-покровителя. Орики сии должны быть четкими, запинки, ваша забывчивость -- табу. Поставьте задачу, своими словами, но примерно так: °(Имя вашего духа-покровителя), поддержи меня, силой данной тебе с незапамятных времен!° Принесите жертву.
Выбор жертвы весьма простой (см. °Первый пантеон Лоа° или же книги: °Тайны магии вуду°, °Магия Вуду: за гранью невозможного (от первой инициации к первым обрядам)°). Погасите алтарные свечи (по часовой стрелке).
Изготовление °Сахарной головы° °Сахарные головы° обычно перед Хеллоуином изготавливаются братьями и сестрами, живущими в Южной Америке.
Попробуем и мы с вами: 1. маргарин нужно растопить; 2. затем остудить его; 3. после остужения влить (тонкой струйкой) пиво; замесите полученную смесь (тесто) -- в сим процессе обязательно читайте (непрерывно) заклинание
Компоненты: 200 г тыквы, 3 помидора, 1 сладкий болгарский перец, 1 головка репчатого лука, 200 г сметаны, зелень петрушки.
Приготовление: Тыкву очистить, натереть на крупной терке. Помидоры нарезать тонкими ломтиками, перец ломкой. Лук нарезать кольцами. Зелень петрушки мелко порубить. Смешать все ингредиенты, заправить салат сметаной и выложить в салатник.
Вот так лишили нас нашей отдушины.