01:16

в мире готического особняком стоит Аллан Эдгар По

хотя бы потому, что он не писал готических романов - только миниатюры, но именно с них, родимых, возникло во мне понятие о том, что такое леденящий ужас. и что такое красота мрака



Эдгар Аллан По

В 1830-х годах произошло литературное «рождение», впрямую повлиявшее не только на историю литературы о сверхъестественном, но и на жанр рассказа в целом; а не впрямую — на формирование судьбы великой европейской эстетической школы.



Слава пришла к По не сразу, и хотя сейчас в среде «продвинутой интеллигенции» модно занижать его значение и влияние (это в 30-40 годы 20 века).



(см комментарии)







Комментарии
20.11.2003 в 01:20

До Э. А. По большинство писателей, работавших со сверхъестественным материалом, в основном двигались на ощупь, не понимая психологической основы тяготения к ужасу, и им в большей или меньшей степени мешала привязанность к ничего не значащим литературным условностям, например: счастливый конец, победа добра в целом, ложное морализаторство, а также следование принятым стандартам и ценностям, старания вложить собственные чувства в повествование и стать на сторону приверженцев тех идей в искусстве, которые были приняты большинством.



По же, как настоящий художник, решил быть безличным;

он знал, что функция художественной литературы отображать и интерпретировать события и чувства вне зависимости от того, куда они ведут и что доказывают.



Призраки По, таким образом, обрели убедительную злобность, которой не было у их предшественников, и установили новый реалистический стандарт в истории литературного ужаса.

Безличная художественность, кроме того, соединялась с научным подходом, довольно редко встречавшемся в прошлом, а так как По в большей степени изучал разум человека, чем готическую традицию, то работал со знанием истинных источников ужаса, что удваивало воздействие повествования и освобождало его от нелепостей, свойственных обычному возбудителю ужаса



На самом деле, можно сказать, что По создал рассказ в его современном виде. Возвышенные им до уровня высокой литературы болезни, пороки, распад тоже были далеко идущим достижением, ибо, жадно схваченная, присвоенная и усиленная его знаменитым французским поклонником Шарлем Пьером Бодлером, эта тема стала основой своеобразных эстетических движений во Франции, сделав, таким образом, По в каком-то смысле отцом декадентов и символистов.





20.11.2003 в 01:23

Поэт и критик по натуре и главному призванию, логик и философ вкусом и манерой, По ни в коей мере не был защищен от недостатков и аффектаций.

Его претензии на основательную и скрытую ученость, его вымученные попытки ходульного, натужного псевдоюмора и частенько случавшиеся всплески опасных предрассудков должны быть поняты и прощены.



Гораздо важнее другое — взгляд мастера на ужас, который существует вокруг и внутри нас, и на червяка, который корчится и пускает слюни в жуткой близости.



Космический ужас заполняет и стихи, и рассказы По. Ворон, который стучит прямо в сердце, вампиры, которые бьют в колокола, склеп Улялюм октябрьской черной ночью, странные шпили и куполы на морском дне, «дикая волшебная звезда, что мерцает нам сквозь года»



И мы видим непостижимые аномалии, которые мы как будто с ужасом осознаем благодаря ловким намекам, в невинности которых мы едва ли можем усомниться, пока напряженный глухой голос говорящего не внушает нам страх перед неведомым;

демонические сущности и существа, которые болезненно дремлют, пока не просыпаются на одно жуткое апокалипсическое мгновение, чреватое безумием или разрушительными воспоминаниями





20.11.2003 в 01:28

Рассказы По конечно же распадаются на несколько групп; и не во всех одинаково чистый экстракт призрачного ужаса.

Логические и рационалистические рассказы (1), предвестники современных детективных историй, не имеют отношения к литературе ужаса, тогда как другие рассказы (2), возможно написанные под влиянием Гофмана, экстравагантны и располагаются на границе гротеска. Третья группа (3) имеет дело с ненормальной психикой и мономанией, описанных так, что они вызывают ужас, но не сверхъестественный ужас. И наконец, остались рассказы, которые представляют литературу сверхъестественного ужаса (4) в ее самом чистом виде и которые обеспечивают автору постоянное место как богу и отцу всей современной дьявольской литературы.



... бесподобный М. Вальдемар, благодаря гипнозу сохраняющий свой вид в течение семи месяцев после смерти и произносящий бессмысленные звуки, но буквально за мгновение до того, как он должен быть расколдован, от него остается лишь «большая вонючая лужа».

В «Рассказе А. Гордона Пима» путешественники прибывают сначала на странный южный полюс, где живут людоеды, где совсем нет снега и огромные каменные лощины имеют вид гигантских египетских иероглифов, с помощью которых можно прочитать ужасную и самую важную тайну Земли, а потом они прибывают в еще более странные места, покрытые льдом, где гиганты в саванах и птицы с белыми плюмажами сторожат таинственный туманный поток, который течет с немыслимых высот и впадает в горячее белое море.

«Мерценгерштейн» ужасает жуткими намеками на чудовищный метемпсихоз — сумасшедший, но родовитый господин сжигает конюшню извечного врага своей семьи; огромный, никому не ведомый конь появляется из пламени после того, как в нем погибает владелец; есть старинный гобелен с оборванным куском, на котором изображен гигантский конь крестоносца — предка погибшего; сумасшедший постоянно совершает прогулки на гигантском коне, одновременно боясь и ненавидя его; еще есть бессмысленные предсказания по поводу враждующих домов; и наконец, когда сгорает дворец сумасшедшего, он погибает в пламени, внесенный в него по широкой лестнице странным конем. Потом дым над руинами обретает форму гигантского коня.

«Человек толпы» рассказывает о некоем человеке, который днями и ночами находится в толпе словно боясь остаться в одиночестве, и хотя в целом он поспокойнее, но все равно внушает не меньший ужас.



Разум По был всегда устремлен на ужас и разрушение, и в каждом рассказе, в каждом стихотворении, в каждом философском диалоге мы видим острое желание познать незапечатанные колодцы ночи, проникнуть за завесу смерти, царить в фантазии в качестве хозяина страшных тайн времени и пространства.



(безумно красиво написано, вы не находите

информации ноль, но резать рука не поднимается

лавкрафт, все же - сила!)





20.11.2003 в 01:33

По мог, если хотел, придать своей прозе истинную поэтичность;

он пользовался архаичным и восточным стилем с драгоценной фразой, псевдобиблейским повтором и рефренами, которые столь удачно перешли к писателям более позднего времени, например, к Оскару Уайльду и лорду Дансейни;

и когда он пользовался ими, то получался эффект лирической фантазии, почти наркотической в своей сути — опиумный сон на языке сна, в котором все неестественные оттенки и странные образы создают симфонию сочетающихся звуков.



«Маска красной смерти», «Тишина», «Небылица», «Тень», «Притча» — несомненно, поэзия во всех смыслах этого слова, за исключением разве что метрики, берущая силу из музыкальных анналов и визуальных фантазий.

Но как раз в двух, внешне менее поэтичных рассказах «Легейя» и «Падение дома Ашера» (любимые! мои любимые!)— особенно во втором — можно отыскать ту высшую художественность, благодаря которой По занимает место главы в сообществе авторов прозаической миниатюры.



«Легейя» рассказывает о первой жене высокого и таинственного происхождения, которая умерла, но после смерти с помощью сверхъестественных сил возвращается и завладевает телом второй жены) даже в последний момент навязывая свою внешность ненадолго ожившему трупу жертвы. Несмотря на, возможно, некоторую многословность и неустойчивость, повествование с нарастающей силой движется к жуткой кульминации.



«Ашер», превосходство которого в деталях и пропорциях очевидно, намекает на тайную жизнь неорганических «вещей» и демонстрирует ненормально связанную троицу объектов в конце долгой и изолированной от внешнего мира истории семьи — брат, его сестра-близнец и их неправдоподобно старый дом имеют одну душу и погибают в одно и то же мгновение.

(дома! опять дома и их власть)





20.11.2003 в 01:36

Эти эксцентричные концепции, такие нелепые в неумелых руках, в руках волшебника По обретают живой ужас, который преследует нас по ночам;

и все потому, что автор отлично разобрался в механике и физиологии страшного и непривычного — выделении главных составляющих;

подборе несовместимых и причудливых деталей, предшествующих и сопутствующих ужасному;

подборе происшествий и аллюзий, которые появляются случайно и заранее как символы или образы каждого важного шага в направлении ужасной развязки;

отличном регулировании накопленной энергии и безошибочная аккуратность в соединении отдельных частей, что определяет безупречное единство целого и громоподобную эффективность кульминационного момента;

деликатной нюансировке сцен и пейзажей для создания желаемой атмосферы и оживления желаемой иллюзии — всего этого и многого другого, слишком неуловимого, чтобы об этом говорить обычному читателю, тем более чтобы ему это понять.



Возможно, у По много мелодрамы и простоты — нам рассказывали о некоем привередливом французе, который якобы мог читать По только в изысканном переводе Бодлера или гармонизированном переводе Галликалли, — но все это перекрывается врожденным и сильным ощущением внеземного, смертельного, ужасного, что изливалось из всех пор творческого интеллекта автора и штемпелевало его ужасы неизгладимой печатью высшей гениальности.

Рассказы По о сверхъестественном живут той жизнью, о которой другие могут только мечтать.





20.11.2003 в 01:44

Подобно большинству фантастов, По более силен в развитии сюжета и описаниях, чем в построении характера.

Его типичный главный герой — темноволосый, красивый, гордый, меланхоличный, умный, чувствительный, капризный, предпочитающий размышления и одиночество, иногда немного сумасшедший господин из древней и богатой семьи;

обычно он начитан в литературе о сверхъестественном и загадочно честолюбив в познании запретных тайн вселенной.



Помимо звучного имени, этот персонаж ничего не взял из раннего готического романа;

и он, что очевидно, не ходульный персонаж и не негодяй из романов Радклифф или французских романов.

Не прямые, но все-таки родственные связи у него есть, поскольку его мрачный, амбициозный и антисоциальный характер очень напоминает типичного героя Байрона, который в свою очередь есть порождение готических Манфредов, Монтони, Амбросио.



Если говорить подробнее, то черты персонажей По надо искать у самого По, который часто впадал в уныние, был чувствительным, немного сумасшедшим, одиноким и странны» подобно своим высокомерным и одиноким жертвам Рока.





20.11.2003 в 02:11

по как человек



Эдгар По, а позднее - Эдгар Аллан По, родился 19 января 1809 года в Бостоне. Но мог появиться на свет и в любом другом месте, куда судьба заносила безвестную театральную труппу, в которой служили его родители.



Дэвид По скоро исчезает с жизненной сцены: то ли умирает, то ли просто бросает жену с детьми, когда третьему из них еще только предстоит родиться.

Cемья перебирается в Ричмонд, и тут нищета и недуг быстро скрутили миссис По. Правда, поклонницы таланта Элизабет окружили ее заботой и как могли облегчали последние страдания несчастной. Эдгар остался круглым сиротой в неполные три года. Его усыновили Френсис и Джон Аллан, заменив родителей.



Года с 1923-го или 1924-го Эдгар начинает отдавать стихам весь пыл своей пятнадцатилетней души. Именно тогда он познакомился с "Еленой" (Джейн Стенгард) - своей первой и недостижимой любовью.



"Елена, красота твоя, / Как челн никейский легкокрыла..."

- напишет о ней Эдгар в одном из самых загадочных и восхитительных своих стихотворений.



Любовь его была тайной, идеальной и длилась всю жизнь - витая над прочими увлечениями и одновременно таясь под ними. Несмотря на разницу в возрасте, их отношения проходили в форме дружеских бесед, и они продолжались до того дня, когда "Елена" заболела, безумие - еще один роковой знак в мире поэта - отгородило ее от друзей.



Примерно в то же время он влюбляется в свою ровесницу Эльмиру Ройстер. Она уже дала ему обещание стать его невестой, но козни родителей Эльмиры и отчима Эдгара разлучили влюбленных. Вынужденный из-за разногласий с приемным отцом покинуть Ричмонд, Эдгар По находит свою тетку Марию Клемм, которая до конца его жизни будет, несмотря на тяжелую нужду, заботиться о своем Эдди.



По женился на ее дочери, своей двоюродной сестре Вирджинии, когда девочке не было еще и тринадцати лет. Эдгар и Мария Клемм договорились, что первые два года супруги - не будут жить как муж и жена. У них были даже разные спальни.







20.11.2003 в 02:14

Впрочем, для Эдгара По его дорогая маленькая жена и не была объектом страсти. Он безумно ее любил, но лишь как идеал красоты, музу. Такие же отношения связывали его во время болезни Вирджинии и после ее смерти со многими другими женщинами - поэтессой Хелен Уитмен, Фрэнсис Ос-гуд, Мэри Деверо, Энни Ричмонд, Мэри Шью, вновь обретенной Эльмирой Ройстер (ставшей уже вдовой некоего Шелтона).



Анализ фактов жизни и произведений поэта и писателя позволил современным психологам сделать вывод о том, что Эдгар По был импотентом. Хотя некоторые биографы утверждают, что существуют некие письма, свидетельствующие о хороших качествах По как любовника. Правда, письма эти принадлежат... мужчинам. Таким образом, к многочисленным слухам о поэте добавился еще один - касающийся его гомосексуальности.



В Виргинском университете, куда По поступил в семнадцатилетнем возрасте, и начался его пагубный роман с алкоголем, столь печально закончившийся через 23 года. Комната №13 (!), которую занимал Эдгар, стала одним из популярнейших мест студенческих вечеринок с картами и вином. По играл, неизменно проигрывал и пил - чему университетская атмосфера весьма способствовала. В этой связи вспоминают Пушкина - "русского По". Но Пушкину спиртное не шло во вред, а на По оно с самого начала действовало ужасным и странным образом, и есть тому лишь одно приемлемое объяснение: гиперчувствительность (он являл собой "клубок нервов";) и дурная наследственность.



Говорят, что Эдгар По был членом оккультного ордена "Братство Луны", куда его привел философ Ральф Эмерсон. Здесь По приумножал потустороннее знание, которое начал получать еще от чернокожих рабов своего отчима. Отношения в "Братстве..." также носили гомосексуальный характер.







20.11.2003 в 02:16

Эдгар Аллан По умер в 1849 году в возрасте 40 лет, прожив очень несчастливую жизнь, вполне соответствующую его мрачным мистическим рассказам и отчаянным стихотворениям. Его тело нашли на улице Балтимора - был ли виноват в этой смерти алкоголь, сердечный приступ, эпилептический припадок или все вместе, так и осталось загадкой.



Однако, спустя три года после смерти Эдгара По, одна его знакомая имеет с ним продолжительную беседу при случайной встрече на улице. В то же время распространяется слух, что По был похоронен заживо...



Браться за перепечатку произведений Эдгара По считается у издателей плохой приметой, равно как и снимать фильмы по его рассказам. Те, кто рискнул, добились не слишком хороших результатов. И никто до сих пор так и не создал кинобиографии одного из самых великих поэтов и писателей Америки, чьим именем сегодня называют литературные премии и который 150 лет назад скончался в нищете и одиночестве.



С именем По связана масса разнообразных легенд, часть из которых он породил сам. Уже будучи взрослым человеком, По, повздорив с полицией, попадает в тюремную камеру, из которой на некоторое время самопроизвольно... исчезает. Появившись вновь, он говорит, что побывал в будущем и теперь знает, как оно выглядит, но жить в нем ему бы не хотелось...



Рассказывают, что его стихи и новеллы прямо "надиктовывались" ему из потустороннего мира, что он разговаривал вслух с духами, особенно с тенью умершей Вирджинии. Правда это или нет, но произведения По (стихи, разумеется, только в подлиннике) действительно обладают неким гипнотическим воздействием и содержат массу шифров и метафор, прикрывающих истинный смысл







20.11.2003 в 14:09

Боже, наконец-то про По!

спасибо за полчаса неописуемого удовольствия от твоих постов

один из моих любимых авторов по сегодняшний день

еще раз благодарю, Тань!
21.11.2003 в 00:47

не за что, в общем-то

апплодисменты Лавкрафту
21.11.2003 в 23:03

кино, вино и домино
А! Картинки!!!

Ну, вот, не Бердслей, да?
22.11.2003 в 04:45

не

ни фига не бердслей

ща скажу



гарри кларк

http://web.ukonline.co.uk/archer/poe.html
22.11.2003 в 13:07

кино, вино и домино
aretania, ох, какой наслаждень!

Терпь я вижу даже больше отличий от Бредслея, чем похожестей. А ведь сначала показался похожим...

Если Бредслей вырезает из белого, которое у него плотное и такое же ативное, как все остальное, то этот лепит из мелочей, а "негатив спейс" так "спейсом" и остается.
22.11.2003 в 13:09

кино, вино и домино
Кхм... там слово "теперь" должно быть, вместо "терпь". Сорри ;)
22.11.2003 в 16:33

я их серьезно пожала, а так как они были изначально неправильно сохранены, то сильно попортились



лучше пойти по ссылке к оригиналам
22.11.2003 в 23:39

кино, вино и домино
Была по ссылке, после чего и разделила их по графической манере. Я их не противопоставила, а именно разделила. Оба чрезвычайно хороши :)