ветер
читать дальше ВОЗДУХ,
одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь, В. соотносится с мужским, лёгким, духовнымначалом в противоположность земле и воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжёлому, материальному.
Становящийся доступным органам чувств благодаря своему движению, В. описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией (ср. др.-евр. rЮah, др.-греч. єneuma, лат. spiritus - слова, обозначающие как дыхание, так и дух, а также рус. «дух» и «воздух»; ср. также представление о душе - дыхании).
Этот мотив представлен во многих космогонических мифах (андаманский Пулуга, олицетворение муссонного ветра, создатель мира; дух божий, носящийся над водами, Быт. 1, 2; варианты мифов о яйце мировом, снесённом крылатым, т. е. воздушным, божеством). В древне-егип. мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуистской мифологии выдох Брахмы означает творение мира, а вдох - его уничтожение.
В китайской мифологии этот же образ животворящего дыхания представлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян.
В индуистской мифологии обитающие в В. рудры мечут стрелы-ветры, которые одновременно служат координатами сотворённого физического пространства.
Представления о четырёх ветрах как координатах пространства характерны для античной мифологии (сходные представления у индейцев Северной и особенно Южной Америки).
В Древней Греции особенной популярностью (в частности, у поэтов) пользовались Борей и Зефир, у римлян - Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами, отсюда - с растительностью, плодородием и т. д. (многообразны в различных мифологиях связи ветра с солнцем, нередко изображаемым дующим в рог, и т. п.).
В древнеиндийской мифологии бог ветра Ваю - жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши. В иудаистической мифологии дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира.
Сотворяя человека, бог вдохнул ему душу. В более узком смысле, дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства - от сверхъестественной физической силы (Суд. 14, 6) до ясновидения, способности пророчествования и т. д.; в Новом завете воскресший Иисус, явившись ученикам, «...дунул, и говорит им: примите духа святого» (Ио. 20, 22).
Во многих мифологиях, в частности в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т. п. Известно применение дыхания изо рта ко рту, через бычий или бараний рог и т. п. в магической практике множества народов с целью изгнания злых духов.
Ветер, как взвихрение В. большой мощи, сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами, сферой деятельности титанов и киклопов, что отразилось в греческих представлениях об Эоловой пещере (см. Эол) как о подземном жилище ветров (аналогичная «пещера ветров» - в мифологии индейцев Северной Америки). Однако как дуновение - дыхание ветер связан и с противоположного характера представлениями.
Так, сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения, - бог отвечает Иову из бури, в грозе и буре получает откровение Иоанн Богослов; традиция эта продолжена и в Новом завете, где языки огня - духа приносит апостолам «несущийся сильный ветер» (Деян. 2, 2-3). Символика дуновения, ветра как «духовной стихии» вообще смешивается с подобной же символикой огня и света: так, в индуистской традиции ветер, рождённый духом, в свою очередь порождает свет (ср. Тайтт.-уп. I 1, 2: «... из атмана возникло пространство, из пространства - ветер, из ветра - огонь...»).
В., кроме того, является светоносным океаном (китайская стихия ци); по В. как лёгкой, духовной субстанции прилетают крылатые божественные вестники - ангелы, однако тот же В. служит в иудео-христианстве местопребыванием и демонизированных крылатых существ (ср. представления о Люцифере как «князе воздушном»).
В. рисуется как обиталище множества духов; среди них помещают и души умерших людей.
-----
Среди четырех Стихий воздух и огонь рассматриваются как активные и мужские, вода и земля как пассивные и женские. В некоторых космогониях огонь занимает наивысшую ступень и считается началом всего. Но наиболее распространенным является верование, что первичный элемент - это воздух. Компрессия или конденсация воздуха создает жар или пламя, из которого впоследствии происходят все формы жизни. Понимание сути этого элеMeirra связано с основными идеями: созидающее дыхание жизни, а отсюда дар речи; ураганный ветер, который во многих мифологиях связан с идеей созидания; и, наконец, космическое пространство как среда, в которой возникает и развивается жизнь. Свет, полет, легкость, а также запах и вкус, - все это обобщает символизм воздуха (3). Башляр напоминает, что для Ницше воздух был чем-то вроде наивысшей, тончайшей формы материи, из которой соткана свобода человека, и добавляет, что отличительной чертой воздушной природы является то, что она основана на динамике дематериализации. Мысли, чувства и воспоминания наполнены теплом и холодом, сухостью и влагой, а все климатические и атмосферные факторы также непосредственно относятся к идее воздуха. Согласно Ницше, воздух ^o^вн быть холодным и агрессивным, таким, каков он на горных вершинах. Башляр относит запах к характеристикам памяти и, рассматривая их, подробно останавливается на вкусовых воспоминаниях. [КЕРЛОТ]
Мифологически воздух олицетворяется в образе Шу, который своим вмешательством отделяет крепко переплетенную пару Геб (земля) и Нут (небо). Воздух становится символом жизни. Так о Шу говорит текст периода Гераклеополя: "Жизнь - его имя". О фиванском боге Амоне говорится: "Он - дыхание жизни для всех". Без воздуха нет дыхания, без дыхания нет жизни. Из более позднего периода известна специальная "Книга дыхания", которая, но преданию, написана Изидой для своего умершего супруга Озириса, "чтобы оживить его душу". Чтобы вдыхать воздух в нижнем мире, т.е. продолжать жить после смерти, умерший отождествлялся с Шу, который гонит воздух небесного моря в светлые сферы богов. "Его действие распространяется границ неба... Пусть юный бог, пробуждающий, исцеляющий, освежает воздух".
—
ВОЗДУХ
"одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь, В. соотносится с мужским, легким, духовным началом в противоположность земле и воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжелому, материальному.
Становящийся доступным органам чувств благодаря своему движению, В. описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией (ср. др.-евр. ruah, лат. spiritus - слова, обозначающие как дыхание, так и дух, а также рус. "дух" и "воздух"; ср. также представление о душе - дыхании). Этот мотив представлен во многих космогонических мифах (андаманский Пулуга, олицетворение муссонного ветра, создатель мира; дух божий, носящийся над водами, Быт. 1, 2; варианты мифов о яйце мировом, снесенном крылатым, т. е. воздушным, божеством). В древнеегип. мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуистской мифологии выдох Брахмы, означает творение мира, а вдох - его уничтожение. В китайской мифологии этот же образ животворящего дыхания представлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян. В индуистской мифологии обитающие в В. рудры мечут стрелыветры, которые одновременно служат координатами сотворенного физического пространства. Представления о четырех ветрах как координатах пространства характерны для античной мифологии (сходные представления у индейцев Северной и особенно Южной Америки). В Древней Греции особенной популярностью (в частности, у поэтов) пользовались Борей и Зефир, у римлян - Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами, отсюда - с растительностью, плодородием и т. д. (многообразны в различных мифологиях связи ветра с солнцем, нередко изображаемым дующим в рог, и т. п.). В древнеиндийской мифологии бог ветра Ваю - жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши. В иудаистической мифологии дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира. Сотворяя человека, бог вдохнул ему душу. В более узком смысле, дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства - от сверхъестественной физической силы (Суд. 14, 6) до ясновидения, способности пророчествования и т. д.; в Новом завете воскресший Иисус, явившись ученикам, "...дунул, и говорит им: примите духа святого" (Ио. 20, 22).
Во многих мифологиях, в частности в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т. п. Известно применение дыхания изо рта ко рту, через бычий или бараний рог и т. п. в магической практике множества народов с целью изгнания злых духов.
Ветер, как взвихрение В. большой мощи, сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами, сферой деятельности титанов и киклопов, что отразилось в греческих представлениях об Эоловой пещере (см. Эол) как о подземном жилище ветров (аналогичная "пещера ветров" - в мифологии индейцев Северной Америки). Однако как дуновение - дыхание ветер связан и с противоположного характера представлениями. Так, сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения, - бог отвечает Иову из бури, в грозе и буре получает откровение Иоанн Богослов; традиция эта продолжена и в Новом завете, где языки огня - духа приносит апостолам "несущийся сильный ветер" (Деян. 2, 2-3). Символика дуновения, ветра как "духовной стихии" вообще смешивается с подобной же символикой огня и света: так, в индуистской традиции ветер, рожденный духом, в свою очередь порождает свет (ср. Тайтт.-уп. I 1, 2: "... из атмана возникло пространство, из пространства - ветер, из ветра - огонь..."). В., кроме того, является светоносным океаном (китайская стихия ци); по В. как легкой, духовной субстанции прилетают крылатые божественные вестники - ангелы, однако тот же В. служит в иудео-христианстве местопребыванием и демонизированных крылатых существ (ср. представления о Люцифере как "князе воздушном"). В. рисуется как обиталище множества духов; среди них помещают и души умерших людей. "
Цитируется по изданию: Мифы народов мира. Под ред. С.А. Токарева
ВОЗДУХ
одухотворение
Один из основных элементов, занимающий промежуточное положение между небом и землей, огнем и водой, воздух — это сфера божественного дыхания, символ одухотворения.
• Проводник духовности, в индуистской мифологии он представлен покровителем тонких сфер и ветра — богом Ваю, который сидит верхом на газели со знаменем, реющим на восьми космических ветрах (в соответствии с их восемью направлениями в пространстве).
Ассоциируемый с Праной (динамической энергией, питающей психическую активность, нервную систему и организм человека в целом), Ваю управляет физической и духовной жизнью людей и тождествен образу Слова, которое также — дыхание.
• В Книге Бытия воздух — это эманация Духа, творящего Мцр из первичного Водного хаоса,
НЖСС
ВОЗДУХ
Духовная жизнь, свобода, чистота; первый элемент в большинстве космогонических теорий. Символ стоиков — последователей древнегреческого философа Зенона (II в. до н. э). Воздух имеет общий символизм с дыханием и ветром (которые художникам легче изображать).
-----
ЗЕФИР
В греческой мифологии западный ветер, который, как все ветры (см. БОРЕЙ), первоначально представ-лялся в виде лошади. В «Илиаде» он — отец чудесных говорящих лошадей Ахилла, которые были свадебным подарком Посейдона Пелиду. Некоторые поэты делают его мужем ИРИДЫ (по ассоциации приносящего вместе с дождем и радугу). Предание гласит, что из ревности он изменил траекторию полета диска, в результате убившего мальчика ГИАКИНФА, любимца Аполлона. В Италии западный ветер обычно мягкий и возвещает весну, так что для римлян Зефир (его латинский двой-ник — Фавоний) приобретает значение нежного теплого бриза. Он появляется на картинах Боттичелли, вдыхаю-щим жизнь во ФЛОРУ и переносящим по воздуху ВЕНЕРУ АНАДИОМЕНУ на берег.
-----
Воздух -
одна из фундаментальных стихий мироздания (см. Элементы). Как и Огонь, В. соотносится с мужским, лёгким, духовным началом, в противоположность Земле и Воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжёлому, материальному.
Становящийся доступным органам чувств благодаря своему движению, В. описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией. Этот мотив представлен во многих космогонических мифах (андаманский Пулуга, олицетворение муссонного ветра, создатель мира; дух божий, носящийся над водами, Быт. 1:2; варианты мифов о яйце мировом, снесённом крылатым, т.е. воздушным божеством). В древнеегипетской мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуистской мифологии выдох Брахмы означает творение мира, а вдох - его уничтожение. В китайской мифологии этот же образ животворящего дыхания преставлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян. В индуистской мифологии обитающие в В. рудры мечут стрелы- ветры , которые одновременно служат координатами сотворённого физического пространства. Представления о четырёх ветрах как координатах пространства характерны для античной мифологии . Сходные представления имеются у индейцев Америки. В Древней Греции особенной популярностью пользовались Борей и Зефир, у римлян - Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами (многообразны в различных мифологиях связи ветра с Солнцем, нередко изображаемым дующим в рог, и т.п.). В древнеиндийской мифологии бог ветра Ваю - жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши. В иудаизме дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира. Сотворяя человека, бог вдохнул ему душу.
Во многих мифологиях, в частности, в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т.п.
Ветер , как взвихрение В. большой мощи, сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами, сферой деятельности титанов и циклопов. Однако как дуновение - дыхание - ветер связан и с представлениями противоположного характера. Так, сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения, - бог отвечает Иову из бури, в грозе и буре получает откровения Иоанн Богослов. Символика дуновения, ветра как "духовной стихии" вообще смешивается с подобной же символикой огня и света: так, в индуистской традиции ветер, рождённый духом, в свою очередь порождает свет. В., кроме того, является светоносным океаном (китайская стихия ци); по В. как лёгкой, духовной субстанции прилетают крылатые божественные вестники - ангелы, однако тот же В. служит в иудео-христианстве местопребыванием и демонизированных крылатых существ (ср. представления о Люцифере как "князе воздушном"). В. рисуется как обиталище множества духов; среди них помещают и души умерших людей.
В традиционной западной астрологии В. - элемент, обладающий качествами влажности и холода и связанный с зодиакальными знаками Близнецов, Весов и Водолея. Ключевые слова: лёгкость, подвижность, ветренность, ветер, полёт, птицы, изменчивость, всепроникаемость, безграничность, броуновское движение, общительность, коммуникация, обмен, торговля, любопытство, познавательная активность, информация, эфир, журналистика, публицистика, мысли, идеи, прозрачность, ясность, легкомысленность, бесформенность, соединяющий, свободный, независимый. Доминанты зодиакальных знаков стихии В. - Сатурн и пояс астероидов, возглавляемый Церерой.
-----
Воздух - одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь, воздух соотносится с мужским, легким, духовным началом, в противоположность земле и воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжелому, материальному. Воздух становится доступным органам чувств благодаря своему движению, может описывается в виде дуновения ветра, обладающего большим символическим значением. Представления о четырех ветрах как координатах пространства характерны для античной мифологии.
От титанида Астрея родилось у розоперстой Эос три обвевающих землю ветра: западный - Зефир, северный - Борей и южный - Нот. Имена имели и остальные ветры, сколько их ни дуло на земле, но о них не сложилось преданий и им не воздвигали алтари.
Поэт Гесиод создает на мифологическом материале своеобразную теорию ветров, связав ее в народными представлениями об их природе. Лишь Нот, Борей и Зефир, полезные людям, отнесены им к ряду богов.
Ветры же прочие все - пустовеи и без толку дуют.
Сверху они они налетают на мглисто-туманное море,
Вихрями злыми крутясь на великую пагубу людям.
Дуют туда и сюда, корабли во все стороны гонят...
И разоряют прелестные нивы людей земнородных,
Пылью обильной их заполняя и тяжким смятеньем.
Эти ветры - порождения чудовищного сына Геи и Тартара Тифона, сброшенного богами в мрачное царство его собственного отца и страдающего там от невероятной жары: она-то и вызывает губительную для людей влагу этих ветров. Другие недобрые ветры поэт связывает с потомством одной из океанид - "тремя кудрявыми гарпиями":
Как дуновение ветра, как птицы, на крыльях проворных,
Носятся гарпии эти, паря высоко над землею.
Ветры приобретают облик хищных, парящих в воздухе птиц, подобно ястребам садящимся на землю и уничтожающим труды людей, оставляя их без пищи.
Гомер в "Одессее" поместил полезные и вредные людям ветры на небольшой скалистый островок близ берегов Сицилии, где во дворце, обнесенном медной стеной правил владыка ветров Эол. Греки приносили ветрам, как и другим силам природы, жертвы. Во многих городах матириковой и островной Греции обнаружены воздвигавшиеся ветрам алтари. На глиняной табличке, недавно найденной на острове Крит, обнаружен текст середины II тыс. до н.э., упоминающий "жрицу ветров".
Борей б (B o r e a z), бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Его происхождение указывает на архаический характер божества и не его связь со стихийными силами природы. Изображается крылатым, длинноволосым, бородатым божеством. Место его обиталища - Фракия, где царят холод и мрак. Признаком древнейшего демонизма Борея является его оборотничество - превращение в жеребца, породившего вместе с кобылицами Эрихтония двенадцать быстрых, как ветер, жеребят. От браков с эринией и гарпией у Борея тоже лошадиное потомство.
Ряд мифов связывает Борея с царями Аттики. Так, об этом говорит миф Аполлодора о похищении Бореем Орифии, дочери афинского царя Эрехфея. Однажды, проносясь над Аттикой, Борей увидал Орифию и полюбил ее. Напрасно он просил прекрасную девушку стать его женой. Отказал Борею и ее отец. Тогда Борей разгневался на них, ведь все подчинялось его могуществу. Он мог с корнем вырывать деревья, содрогать землю, вздымать огромные волны, а теперь должен был униженно молить смертных. Взмахнул Борей могучими крыльями, зашумели вековые леса. Все сокрушая на своем пути, Борей понесся в Афины, схватил Орифию и улетел с ней далеко на север. Так она стала его женой и матерью двух детей. Сыновья Борея, Зет и Калаид, относятся уже к поколению героев. Подобно отцу они олицетворяли ветры, их действия были быстры и стремительны. Вместе с другими героями бореады участвовали в походе аргонавтов.
В Риме греческому Борею соответствовал бог Аквилон.
Зефир б (Z e f u r o z), один из сыновей Астрея (звездного неба) и зари Эос, брат Борея и Нота, бог западного ветра. С гарпией Подагрой Зефир породил знаменитых своей быстротой коней Ахилла. Известен своей губительностью, позднее представлялся как нежный, мягкий ветер; этот Зефир по велению Эрота унес Психею в его владения. В поздних легендах его женой стала Хлорида - ора, олицетворение весны.
Нот б (N o t o z), божество южного ветра, сын Астрея и Эос. Брат Борея, Зефира, Эвра. Изображается обычно с бородой и крыльями. Он приносит с собой влажный туман и именуется "быстрый".
Эвр б (E u r o z), божесто юго-восточного ветра. В то время, как другие ветры - дети Астрея и Эос, происхождение Эвра неясно. Эвр часто наносит вред кораблям, вместе с Нотом и Зефиром вызывали бури. Образ Эвра лишен антропоморфизма.
Эол б (A i o l o z), сын нимфы Орсеиды и Эллина, бог ветров, обитавший на острове Эолия. Отец шестерых сыновей и шестерых дочерей. У Гомера Эол, владыка ветров, вручает Одиссею завязанный мешок с бурными ветрами, оставляя провожатым Зефира. Однако спутники Одиссея развязали мешок и навлекли страшную бурю, которая прибила их корабль снова к Эолии, откуда Эол уже изгоняет Одиссея.
----
Нечуй - ветер
ПО СКАЗАНИЯМ чародеев, эта трава растет зимою по берегам и озерам. Простолюдины думают, что тот, кто обладает ею, всегда может остановить ветер на воде, избавить себя и судно от потопления, наконец, ловить рыбу без неводов. Время для собирания травы нечуй-ветер назначается у поселян 1 января, под Васильев вечер, в глухую полночь. Они думают, что в это время нечистая сила, прогуливаясь по озерам и рекам, бросает траву нечуй-ветер для уничтожения бури.
При всем том люди зрячие не могут находить это растение: одни только слепые от рождения чувствуют присутствие его. Когда они наступают на эту траву, в слепые глаза их словно кто-то колет иглами. Если они успеют поднять траву и схватить, но не руками, а ртом, тогда они перенимают ее силу.
----
о ливах, вымершем народе, кот. жил на территории латвии
Ветер – одна из морских стихий, играющая в рыбацком промысле важную роль. В языке ливов имеются названия ветров, точно совпадающие с названиями стран света – основными и промежуточными. В древней ливской мифологии ветер был персонифицирован, его до определенной степени обожествляли. Ливы верили, что именно ветер способствует появлению рыбных стай, но он же является причиной морских бурь и гибели рыбаков. Таким образом, ветер в ливской культуре связан как с пищей, так и со смертью.
Ветер на курземском побережье чаще всего дует с запада вдоль берега. Когда я была на “Берегу ливов”, ветер был необычным – дул с востока. Сопровождающая меня Зоя Силе заметила, что о таком ветре говорят: “он сдувает рыбу с тарелки вон” (pЯs? zivis no blьoda aшraш), nьо есть не только отгоняет рыбу от берега, но и словно бы сдувает ту, которая уже поймана и лежит на тарелке.
У ливов имелись заговоры против слишком сильного ветра. Рыбаки соблюдали определенные предписания и запреты: например, чтобы не привлечь штормовой ветер, в море запрещалось свистеть, если рыбаков заставал в море сильный ветер, они начинали скрести ногтями мачту и т.д.
Интимны у него были отношения и с ветром. Биограф рассказывает: «Он ввел в употребление между школьниками пусканье бумажных летучих змеев и, как говорят, много трудился над определением наилучшей формы их, а также числа и положения точек, к которым нужно привязывать шнурок».
Змей бумажный— рукотворное облачко, птица. Так же и у поэтов английских душа - забрасывает себя одиноким телом в небо на опыт: «Я блуждал одиноко, как облако» (Вордсворт), или «Жаворонок» Шелли и его «Ода к западному ветру». Ветер, Wind — один из главных деятелей английского космоса. Если в русской мифологии ветер фигурирует • как всезнающий («Сказка о мертвой царевне» Пушкина) и спарен со снегом, белизной («Ветер, ветер да белый снег»— Блок), то английский Wind — это
прежде всего сила. Сам Ньютон рассказывал, что «в год смерти Кромвеля, в 1658 г., он сделал свой первый опыт по физике, а именно, желая определить силу
сильной бури, он измерял, как далеко он может прыгнуть против ветра и по ветру» (2, 53). И позднее мы опять узнаем о его счетах с ветром: он налаживал с ним
отношения даже на скамье парламента: «Он только раз решился говорить в парламенте,— именно, позвал сторожа, чтобы затворить окно, в которое дул ветер»
(2, 71).
Но ветер есть посредник между небом и землей и преломитель света. Основная идея «Оптики» Ньютона — что «белый свет», это,казалось бы, простое и очевидное, есть якобы такое, а на самом деле составлен из монад семи простых цветов, есть результат сложения спектра разных цветов, равнодействующая их сил,— эта идея
очень связана с английским космосом, где редко луч света прореживается чрез облака и туман, но когда это случается, во влажном воздухе мириады призм
капельных устраивают ему преломление и спектр. В русском же космосе зимы, напротив, идея белого света есть нечто архетипическое, неразложимое, аксиома.
Недаром здесь и мир весь назван «белый свет».
Согласно римскому историку пятого века Кассиодору (Varia 546), именно эстонцев Тацит называл эстиями. Территория их расселения в период раннего средневековья остается, как мы видим, спорной, однако характер их религии сомнений не вызывает. Она была религией, основанной на культе индивидуальных духов, и включала в себя магические практики.
Скандинавам эстонцы были известны как знатоки "магии ветра" (как и лапландцы, которых в те времена называли финнами), жившие на севере полуострова.
В "Саге об Олафе Сыне Трюггве" есть рассказ о Рауде, "человеке, знавшем толк в жертвоприношениях и великом колдуне, за которым множество финнов следовало всякий раз, когда он требовал этого".
Рауд, чье имя на финском означает "железо", "красный" и "сильный", не позволил войти во фьорд, в котором он жил, королю-крестителю Олафу, подняв ветер и шторм. Тогда король попросил епископа явить в ответ христианское чудо, дабы успокоить море, после чего вошел в бухту и убил Рауда и его последователей (Saga of Olaf Trygvason, 78, 79).
читать дальше ВОЗДУХ,
одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь, В. соотносится с мужским, лёгким, духовнымначалом в противоположность земле и воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжёлому, материальному.
Становящийся доступным органам чувств благодаря своему движению, В. описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией (ср. др.-евр. rЮah, др.-греч. єneuma, лат. spiritus - слова, обозначающие как дыхание, так и дух, а также рус. «дух» и «воздух»; ср. также представление о душе - дыхании).
Этот мотив представлен во многих космогонических мифах (андаманский Пулуга, олицетворение муссонного ветра, создатель мира; дух божий, носящийся над водами, Быт. 1, 2; варианты мифов о яйце мировом, снесённом крылатым, т. е. воздушным, божеством). В древне-егип. мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуистской мифологии выдох Брахмы означает творение мира, а вдох - его уничтожение.
В китайской мифологии этот же образ животворящего дыхания представлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян.
В индуистской мифологии обитающие в В. рудры мечут стрелы-ветры, которые одновременно служат координатами сотворённого физического пространства.
Представления о четырёх ветрах как координатах пространства характерны для античной мифологии (сходные представления у индейцев Северной и особенно Южной Америки).
В Древней Греции особенной популярностью (в частности, у поэтов) пользовались Борей и Зефир, у римлян - Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами, отсюда - с растительностью, плодородием и т. д. (многообразны в различных мифологиях связи ветра с солнцем, нередко изображаемым дующим в рог, и т. п.).
В древнеиндийской мифологии бог ветра Ваю - жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши. В иудаистической мифологии дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира.
Сотворяя человека, бог вдохнул ему душу. В более узком смысле, дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства - от сверхъестественной физической силы (Суд. 14, 6) до ясновидения, способности пророчествования и т. д.; в Новом завете воскресший Иисус, явившись ученикам, «...дунул, и говорит им: примите духа святого» (Ио. 20, 22).
Во многих мифологиях, в частности в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т. п. Известно применение дыхания изо рта ко рту, через бычий или бараний рог и т. п. в магической практике множества народов с целью изгнания злых духов.
Ветер, как взвихрение В. большой мощи, сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами, сферой деятельности титанов и киклопов, что отразилось в греческих представлениях об Эоловой пещере (см. Эол) как о подземном жилище ветров (аналогичная «пещера ветров» - в мифологии индейцев Северной Америки). Однако как дуновение - дыхание ветер связан и с противоположного характера представлениями.
Так, сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения, - бог отвечает Иову из бури, в грозе и буре получает откровение Иоанн Богослов; традиция эта продолжена и в Новом завете, где языки огня - духа приносит апостолам «несущийся сильный ветер» (Деян. 2, 2-3). Символика дуновения, ветра как «духовной стихии» вообще смешивается с подобной же символикой огня и света: так, в индуистской традиции ветер, рождённый духом, в свою очередь порождает свет (ср. Тайтт.-уп. I 1, 2: «... из атмана возникло пространство, из пространства - ветер, из ветра - огонь...»).
В., кроме того, является светоносным океаном (китайская стихия ци); по В. как лёгкой, духовной субстанции прилетают крылатые божественные вестники - ангелы, однако тот же В. служит в иудео-христианстве местопребыванием и демонизированных крылатых существ (ср. представления о Люцифере как «князе воздушном»).
В. рисуется как обиталище множества духов; среди них помещают и души умерших людей.
-----
Среди четырех Стихий воздух и огонь рассматриваются как активные и мужские, вода и земля как пассивные и женские. В некоторых космогониях огонь занимает наивысшую ступень и считается началом всего. Но наиболее распространенным является верование, что первичный элемент - это воздух. Компрессия или конденсация воздуха создает жар или пламя, из которого впоследствии происходят все формы жизни. Понимание сути этого элеMeirra связано с основными идеями: созидающее дыхание жизни, а отсюда дар речи; ураганный ветер, который во многих мифологиях связан с идеей созидания; и, наконец, космическое пространство как среда, в которой возникает и развивается жизнь. Свет, полет, легкость, а также запах и вкус, - все это обобщает символизм воздуха (3). Башляр напоминает, что для Ницше воздух был чем-то вроде наивысшей, тончайшей формы материи, из которой соткана свобода человека, и добавляет, что отличительной чертой воздушной природы является то, что она основана на динамике дематериализации. Мысли, чувства и воспоминания наполнены теплом и холодом, сухостью и влагой, а все климатические и атмосферные факторы также непосредственно относятся к идее воздуха. Согласно Ницше, воздух ^o^вн быть холодным и агрессивным, таким, каков он на горных вершинах. Башляр относит запах к характеристикам памяти и, рассматривая их, подробно останавливается на вкусовых воспоминаниях. [КЕРЛОТ]
Мифологически воздух олицетворяется в образе Шу, который своим вмешательством отделяет крепко переплетенную пару Геб (земля) и Нут (небо). Воздух становится символом жизни. Так о Шу говорит текст периода Гераклеополя: "Жизнь - его имя". О фиванском боге Амоне говорится: "Он - дыхание жизни для всех". Без воздуха нет дыхания, без дыхания нет жизни. Из более позднего периода известна специальная "Книга дыхания", которая, но преданию, написана Изидой для своего умершего супруга Озириса, "чтобы оживить его душу". Чтобы вдыхать воздух в нижнем мире, т.е. продолжать жить после смерти, умерший отождествлялся с Шу, который гонит воздух небесного моря в светлые сферы богов. "Его действие распространяется границ неба... Пусть юный бог, пробуждающий, исцеляющий, освежает воздух".
—
ВОЗДУХ
"одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь, В. соотносится с мужским, легким, духовным началом в противоположность земле и воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжелому, материальному.
Становящийся доступным органам чувств благодаря своему движению, В. описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией (ср. др.-евр. ruah, лат. spiritus - слова, обозначающие как дыхание, так и дух, а также рус. "дух" и "воздух"; ср. также представление о душе - дыхании). Этот мотив представлен во многих космогонических мифах (андаманский Пулуга, олицетворение муссонного ветра, создатель мира; дух божий, носящийся над водами, Быт. 1, 2; варианты мифов о яйце мировом, снесенном крылатым, т. е. воздушным, божеством). В древнеегип. мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуистской мифологии выдох Брахмы, означает творение мира, а вдох - его уничтожение. В китайской мифологии этот же образ животворящего дыхания представлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян. В индуистской мифологии обитающие в В. рудры мечут стрелыветры, которые одновременно служат координатами сотворенного физического пространства. Представления о четырех ветрах как координатах пространства характерны для античной мифологии (сходные представления у индейцев Северной и особенно Южной Америки). В Древней Греции особенной популярностью (в частности, у поэтов) пользовались Борей и Зефир, у римлян - Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами, отсюда - с растительностью, плодородием и т. д. (многообразны в различных мифологиях связи ветра с солнцем, нередко изображаемым дующим в рог, и т. п.). В древнеиндийской мифологии бог ветра Ваю - жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши. В иудаистической мифологии дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира. Сотворяя человека, бог вдохнул ему душу. В более узком смысле, дух божий нисходит на человека через дуновение, сообщая ему необычные свойства - от сверхъестественной физической силы (Суд. 14, 6) до ясновидения, способности пророчествования и т. д.; в Новом завете воскресший Иисус, явившись ученикам, "...дунул, и говорит им: примите духа святого" (Ио. 20, 22).
Во многих мифологиях, в частности в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т. п. Известно применение дыхания изо рта ко рту, через бычий или бараний рог и т. п. в магической практике множества народов с целью изгнания злых духов.
Ветер, как взвихрение В. большой мощи, сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами, сферой деятельности титанов и киклопов, что отразилось в греческих представлениях об Эоловой пещере (см. Эол) как о подземном жилище ветров (аналогичная "пещера ветров" - в мифологии индейцев Северной Америки). Однако как дуновение - дыхание ветер связан и с противоположного характера представлениями. Так, сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения, - бог отвечает Иову из бури, в грозе и буре получает откровение Иоанн Богослов; традиция эта продолжена и в Новом завете, где языки огня - духа приносит апостолам "несущийся сильный ветер" (Деян. 2, 2-3). Символика дуновения, ветра как "духовной стихии" вообще смешивается с подобной же символикой огня и света: так, в индуистской традиции ветер, рожденный духом, в свою очередь порождает свет (ср. Тайтт.-уп. I 1, 2: "... из атмана возникло пространство, из пространства - ветер, из ветра - огонь..."). В., кроме того, является светоносным океаном (китайская стихия ци); по В. как легкой, духовной субстанции прилетают крылатые божественные вестники - ангелы, однако тот же В. служит в иудео-христианстве местопребыванием и демонизированных крылатых существ (ср. представления о Люцифере как "князе воздушном"). В. рисуется как обиталище множества духов; среди них помещают и души умерших людей. "
Цитируется по изданию: Мифы народов мира. Под ред. С.А. Токарева
ВОЗДУХ
одухотворение
Один из основных элементов, занимающий промежуточное положение между небом и землей, огнем и водой, воздух — это сфера божественного дыхания, символ одухотворения.
• Проводник духовности, в индуистской мифологии он представлен покровителем тонких сфер и ветра — богом Ваю, который сидит верхом на газели со знаменем, реющим на восьми космических ветрах (в соответствии с их восемью направлениями в пространстве).
Ассоциируемый с Праной (динамической энергией, питающей психическую активность, нервную систему и организм человека в целом), Ваю управляет физической и духовной жизнью людей и тождествен образу Слова, которое также — дыхание.
• В Книге Бытия воздух — это эманация Духа, творящего Мцр из первичного Водного хаоса,
НЖСС
ВОЗДУХ
Духовная жизнь, свобода, чистота; первый элемент в большинстве космогонических теорий. Символ стоиков — последователей древнегреческого философа Зенона (II в. до н. э). Воздух имеет общий символизм с дыханием и ветром (которые художникам легче изображать).
-----
ЗЕФИР
В греческой мифологии западный ветер, который, как все ветры (см. БОРЕЙ), первоначально представ-лялся в виде лошади. В «Илиаде» он — отец чудесных говорящих лошадей Ахилла, которые были свадебным подарком Посейдона Пелиду. Некоторые поэты делают его мужем ИРИДЫ (по ассоциации приносящего вместе с дождем и радугу). Предание гласит, что из ревности он изменил траекторию полета диска, в результате убившего мальчика ГИАКИНФА, любимца Аполлона. В Италии западный ветер обычно мягкий и возвещает весну, так что для римлян Зефир (его латинский двой-ник — Фавоний) приобретает значение нежного теплого бриза. Он появляется на картинах Боттичелли, вдыхаю-щим жизнь во ФЛОРУ и переносящим по воздуху ВЕНЕРУ АНАДИОМЕНУ на берег.
-----
Воздух -
одна из фундаментальных стихий мироздания (см. Элементы). Как и Огонь, В. соотносится с мужским, лёгким, духовным началом, в противоположность Земле и Воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжёлому, материальному.
Становящийся доступным органам чувств благодаря своему движению, В. описывается в виде дыхания, дуновения, ветра, обладающих множеством символических значений. Дуновение же, дыхание связаны с принципом жизни, животворящим духом, эманацией. Этот мотив представлен во многих космогонических мифах (андаманский Пулуга, олицетворение муссонного ветра, создатель мира; дух божий, носящийся над водами, Быт. 1:2; варианты мифов о яйце мировом, снесённом крылатым, т.е. воздушным божеством). В древнеегипетской мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуистской мифологии выдох Брахмы означает творение мира, а вдох - его уничтожение. В китайской мифологии этот же образ животворящего дыхания преставлен в виде открывающихся и закрывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян. В индуистской мифологии обитающие в В. рудры мечут стрелы- ветры , которые одновременно служат координатами сотворённого физического пространства. Представления о четырёх ветрах как координатах пространства характерны для античной мифологии . Сходные представления имеются у индейцев Америки. В Древней Греции особенной популярностью пользовались Борей и Зефир, у римлян - Аквилон и Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света, временами года, с природными циклами (многообразны в различных мифологиях связи ветра с Солнцем, нередко изображаемым дующим в рог, и т.п.). В древнеиндийской мифологии бог ветра Ваю - жизненное дыхание, и сам возник из дыхания Пуруши. В иудаизме дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира. Сотворяя человека, бог вдохнул ему душу.
Во многих мифологиях, в частности, в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дуновение друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т.п.
Ветер , как взвихрение В. большой мощи, сам по себе ассоциируется в мифологиях с грубыми хаотическими силами, сферой деятельности титанов и циклопов. Однако как дуновение - дыхание - ветер связан и с представлениями противоположного характера. Так, сильный ветер (ураган, буря) является вестником божественного откровения, - бог отвечает Иову из бури, в грозе и буре получает откровения Иоанн Богослов. Символика дуновения, ветра как "духовной стихии" вообще смешивается с подобной же символикой огня и света: так, в индуистской традиции ветер, рождённый духом, в свою очередь порождает свет. В., кроме того, является светоносным океаном (китайская стихия ци); по В. как лёгкой, духовной субстанции прилетают крылатые божественные вестники - ангелы, однако тот же В. служит в иудео-христианстве местопребыванием и демонизированных крылатых существ (ср. представления о Люцифере как "князе воздушном"). В. рисуется как обиталище множества духов; среди них помещают и души умерших людей.
В традиционной западной астрологии В. - элемент, обладающий качествами влажности и холода и связанный с зодиакальными знаками Близнецов, Весов и Водолея. Ключевые слова: лёгкость, подвижность, ветренность, ветер, полёт, птицы, изменчивость, всепроникаемость, безграничность, броуновское движение, общительность, коммуникация, обмен, торговля, любопытство, познавательная активность, информация, эфир, журналистика, публицистика, мысли, идеи, прозрачность, ясность, легкомысленность, бесформенность, соединяющий, свободный, независимый. Доминанты зодиакальных знаков стихии В. - Сатурн и пояс астероидов, возглавляемый Церерой.
-----
Воздух - одна из фундаментальных стихий мироздания. Как и огонь, воздух соотносится с мужским, легким, духовным началом, в противоположность земле и воде, относящимся чаще всего к началу женскому, тяжелому, материальному. Воздух становится доступным органам чувств благодаря своему движению, может описывается в виде дуновения ветра, обладающего большим символическим значением. Представления о четырех ветрах как координатах пространства характерны для античной мифологии.
От титанида Астрея родилось у розоперстой Эос три обвевающих землю ветра: западный - Зефир, северный - Борей и южный - Нот. Имена имели и остальные ветры, сколько их ни дуло на земле, но о них не сложилось преданий и им не воздвигали алтари.
Поэт Гесиод создает на мифологическом материале своеобразную теорию ветров, связав ее в народными представлениями об их природе. Лишь Нот, Борей и Зефир, полезные людям, отнесены им к ряду богов.
Ветры же прочие все - пустовеи и без толку дуют.
Сверху они они налетают на мглисто-туманное море,
Вихрями злыми крутясь на великую пагубу людям.
Дуют туда и сюда, корабли во все стороны гонят...
И разоряют прелестные нивы людей земнородных,
Пылью обильной их заполняя и тяжким смятеньем.
Эти ветры - порождения чудовищного сына Геи и Тартара Тифона, сброшенного богами в мрачное царство его собственного отца и страдающего там от невероятной жары: она-то и вызывает губительную для людей влагу этих ветров. Другие недобрые ветры поэт связывает с потомством одной из океанид - "тремя кудрявыми гарпиями":
Как дуновение ветра, как птицы, на крыльях проворных,
Носятся гарпии эти, паря высоко над землею.
Ветры приобретают облик хищных, парящих в воздухе птиц, подобно ястребам садящимся на землю и уничтожающим труды людей, оставляя их без пищи.
Гомер в "Одессее" поместил полезные и вредные людям ветры на небольшой скалистый островок близ берегов Сицилии, где во дворце, обнесенном медной стеной правил владыка ветров Эол. Греки приносили ветрам, как и другим силам природы, жертвы. Во многих городах матириковой и островной Греции обнаружены воздвигавшиеся ветрам алтари. На глиняной табличке, недавно найденной на острове Крит, обнаружен текст середины II тыс. до н.э., упоминающий "жрицу ветров".
Борей б (B o r e a z), бог северного ветра, сын титанидов Астрея (звездного неба) и Эос (утренней зари), брат Зефира и Нота. Его происхождение указывает на архаический характер божества и не его связь со стихийными силами природы. Изображается крылатым, длинноволосым, бородатым божеством. Место его обиталища - Фракия, где царят холод и мрак. Признаком древнейшего демонизма Борея является его оборотничество - превращение в жеребца, породившего вместе с кобылицами Эрихтония двенадцать быстрых, как ветер, жеребят. От браков с эринией и гарпией у Борея тоже лошадиное потомство.
Ряд мифов связывает Борея с царями Аттики. Так, об этом говорит миф Аполлодора о похищении Бореем Орифии, дочери афинского царя Эрехфея. Однажды, проносясь над Аттикой, Борей увидал Орифию и полюбил ее. Напрасно он просил прекрасную девушку стать его женой. Отказал Борею и ее отец. Тогда Борей разгневался на них, ведь все подчинялось его могуществу. Он мог с корнем вырывать деревья, содрогать землю, вздымать огромные волны, а теперь должен был униженно молить смертных. Взмахнул Борей могучими крыльями, зашумели вековые леса. Все сокрушая на своем пути, Борей понесся в Афины, схватил Орифию и улетел с ней далеко на север. Так она стала его женой и матерью двух детей. Сыновья Борея, Зет и Калаид, относятся уже к поколению героев. Подобно отцу они олицетворяли ветры, их действия были быстры и стремительны. Вместе с другими героями бореады участвовали в походе аргонавтов.
В Риме греческому Борею соответствовал бог Аквилон.
Зефир б (Z e f u r o z), один из сыновей Астрея (звездного неба) и зари Эос, брат Борея и Нота, бог западного ветра. С гарпией Подагрой Зефир породил знаменитых своей быстротой коней Ахилла. Известен своей губительностью, позднее представлялся как нежный, мягкий ветер; этот Зефир по велению Эрота унес Психею в его владения. В поздних легендах его женой стала Хлорида - ора, олицетворение весны.
Нот б (N o t o z), божество южного ветра, сын Астрея и Эос. Брат Борея, Зефира, Эвра. Изображается обычно с бородой и крыльями. Он приносит с собой влажный туман и именуется "быстрый".
Эвр б (E u r o z), божесто юго-восточного ветра. В то время, как другие ветры - дети Астрея и Эос, происхождение Эвра неясно. Эвр часто наносит вред кораблям, вместе с Нотом и Зефиром вызывали бури. Образ Эвра лишен антропоморфизма.
Эол б (A i o l o z), сын нимфы Орсеиды и Эллина, бог ветров, обитавший на острове Эолия. Отец шестерых сыновей и шестерых дочерей. У Гомера Эол, владыка ветров, вручает Одиссею завязанный мешок с бурными ветрами, оставляя провожатым Зефира. Однако спутники Одиссея развязали мешок и навлекли страшную бурю, которая прибила их корабль снова к Эолии, откуда Эол уже изгоняет Одиссея.
----
Нечуй - ветер
ПО СКАЗАНИЯМ чародеев, эта трава растет зимою по берегам и озерам. Простолюдины думают, что тот, кто обладает ею, всегда может остановить ветер на воде, избавить себя и судно от потопления, наконец, ловить рыбу без неводов. Время для собирания травы нечуй-ветер назначается у поселян 1 января, под Васильев вечер, в глухую полночь. Они думают, что в это время нечистая сила, прогуливаясь по озерам и рекам, бросает траву нечуй-ветер для уничтожения бури.
При всем том люди зрячие не могут находить это растение: одни только слепые от рождения чувствуют присутствие его. Когда они наступают на эту траву, в слепые глаза их словно кто-то колет иглами. Если они успеют поднять траву и схватить, но не руками, а ртом, тогда они перенимают ее силу.
----
о ливах, вымершем народе, кот. жил на территории латвии
Ветер – одна из морских стихий, играющая в рыбацком промысле важную роль. В языке ливов имеются названия ветров, точно совпадающие с названиями стран света – основными и промежуточными. В древней ливской мифологии ветер был персонифицирован, его до определенной степени обожествляли. Ливы верили, что именно ветер способствует появлению рыбных стай, но он же является причиной морских бурь и гибели рыбаков. Таким образом, ветер в ливской культуре связан как с пищей, так и со смертью.
Ветер на курземском побережье чаще всего дует с запада вдоль берега. Когда я была на “Берегу ливов”, ветер был необычным – дул с востока. Сопровождающая меня Зоя Силе заметила, что о таком ветре говорят: “он сдувает рыбу с тарелки вон” (pЯs? zivis no blьoda aшraш), nьо есть не только отгоняет рыбу от берега, но и словно бы сдувает ту, которая уже поймана и лежит на тарелке.
У ливов имелись заговоры против слишком сильного ветра. Рыбаки соблюдали определенные предписания и запреты: например, чтобы не привлечь штормовой ветер, в море запрещалось свистеть, если рыбаков заставал в море сильный ветер, они начинали скрести ногтями мачту и т.д.
Интимны у него были отношения и с ветром. Биограф рассказывает: «Он ввел в употребление между школьниками пусканье бумажных летучих змеев и, как говорят, много трудился над определением наилучшей формы их, а также числа и положения точек, к которым нужно привязывать шнурок».
Змей бумажный— рукотворное облачко, птица. Так же и у поэтов английских душа - забрасывает себя одиноким телом в небо на опыт: «Я блуждал одиноко, как облако» (Вордсворт), или «Жаворонок» Шелли и его «Ода к западному ветру». Ветер, Wind — один из главных деятелей английского космоса. Если в русской мифологии ветер фигурирует • как всезнающий («Сказка о мертвой царевне» Пушкина) и спарен со снегом, белизной («Ветер, ветер да белый снег»— Блок), то английский Wind — это
прежде всего сила. Сам Ньютон рассказывал, что «в год смерти Кромвеля, в 1658 г., он сделал свой первый опыт по физике, а именно, желая определить силу
сильной бури, он измерял, как далеко он может прыгнуть против ветра и по ветру» (2, 53). И позднее мы опять узнаем о его счетах с ветром: он налаживал с ним
отношения даже на скамье парламента: «Он только раз решился говорить в парламенте,— именно, позвал сторожа, чтобы затворить окно, в которое дул ветер»
(2, 71).
Но ветер есть посредник между небом и землей и преломитель света. Основная идея «Оптики» Ньютона — что «белый свет», это,казалось бы, простое и очевидное, есть якобы такое, а на самом деле составлен из монад семи простых цветов, есть результат сложения спектра разных цветов, равнодействующая их сил,— эта идея
очень связана с английским космосом, где редко луч света прореживается чрез облака и туман, но когда это случается, во влажном воздухе мириады призм
капельных устраивают ему преломление и спектр. В русском же космосе зимы, напротив, идея белого света есть нечто архетипическое, неразложимое, аксиома.
Недаром здесь и мир весь назван «белый свет».
Согласно римскому историку пятого века Кассиодору (Varia 546), именно эстонцев Тацит называл эстиями. Территория их расселения в период раннего средневековья остается, как мы видим, спорной, однако характер их религии сомнений не вызывает. Она была религией, основанной на культе индивидуальных духов, и включала в себя магические практики.
Скандинавам эстонцы были известны как знатоки "магии ветра" (как и лапландцы, которых в те времена называли финнами), жившие на севере полуострова.
В "Саге об Олафе Сыне Трюггве" есть рассказ о Рауде, "человеке, знавшем толк в жертвоприношениях и великом колдуне, за которым множество финнов следовало всякий раз, когда он требовал этого".
Рауд, чье имя на финском означает "железо", "красный" и "сильный", не позволил войти во фьорд, в котором он жил, королю-крестителю Олафу, подняв ветер и шторм. Тогда король попросил епископа явить в ответ христианское чудо, дабы успокоить море, после чего вошел в бухту и убил Рауда и его последователей (Saga of Olaf Trygvason, 78, 79).
@темы: мифология