оригинал
есть русский обычай, во время поминок ставят рюмку водки, накрывают ее куском черного хлеба. К сороковинам спирт выдыхается, хлеб черствеет - то есть "душа приняла". А вот куда потом принято девать этот кусок хлеба, согласно канону суеверия? Выбрасывают? Жгут? Относят в церковь? Съедают? И когда вообще появился этот обычай, я порылся ночью по книжкам, где описываются суеверные обычаи, принятые еще до Советов, но упоминания о ритуальном черном хлебе не нашел да в крестьянских домах ставили чашку воды на подоконник, "чтоб душа омылась", но только до выноса. Может быть обычай поздний, военный (Первая Мировая? Гражданская? Вторая?) и явно городской.
хлеб, ставший сухариком, положено раскрошить на могильной плите -для птиц
Не думаю, что городской. В селах обеих моих бабушек, а это юг и север страны, обычай существует на правах очень древнего. Правда (поскольку это не Россия) стакан -- скорее красного вина, и ломоть хлеба -- белый. И держат его где сорок дней, где всего девять или три. А вот куда девают -- не знаю. Вино точно льют в землю, как и тогда, когда пьют за усопших. Но хлеб? Кто-то говорил, что сжигают.
В книге "Наши традиции" (М.,"Букмэн", 1998) написано, что этому обычаю уже около двух тысяч лет (!) И вино (водку) с хлебом ставили покойнику не только в день похорон, но и на 40-й день, когда душа его на целые сутки возвращалась домой. Перед "посещением" постель для гостя застилалась чистым бельем, тщательно мыли полы, готовили много угощений и вина. Во время застолья месту, предназначенному покойнику (с тарелкой, на которой лежал хлеб и стакан вина) - каждый кланялся, приветствуя умершего. И водка и хлеб относились на кладбище, и выливались-выкладывались на могилу.
Кстати, Петр 1 ввел указ, запрещающий плач во время похорон. Но указ этот "обходили" и плакали все-равно.
Восемь дней после смерти человек спит без сознания. На девятый день он внезапно просыпается и обретает "тело" на плане Бардо. Это красиво называется - "прыжок форели из воды". Он еще не понимает, что умер и пытается обратить на себя внимание своих друзей и родных. Постепенно он понимает, что с ним творится что-то не то, но понимание своей смерти к нему не приходит. Потом на плане Бардо начинаются разные страсти, а на сорок первый день происходит реинкарнация (редко - в человека). Люди, яростно привязанные к прошлой жизни, цепляюшиеся за нее, иногда упускают момент реинкарнации и застревают на плане Бардо навсегда - становятся привидениями. Это - самое страшное, что может случиться с человеком.
Это - буддизм ("Тибетская книга мертвых"). Примерно то же самое и в "Египетской книге мертвых". Потому нельзя плакать на поминках - умерший видит это и печалится еше больше. Надо смеяться и радоваться, тогда умершему легче уйти. У многих народов на поминках - веселье.
Читала где-то, что должна быть именно вода, а не водка.
По логике вещей (эээ..."согласно канону суеверия"
) сьедать и выпивать все это не стоит, смысла нет. Наиболее спокойный и безошибочный вариант - вылить на улице (не на асфальт, конечно) и там же кусок хлеба оставить.
я думаю, что этому обычаю тысячи лет. всегда люди брали в дорогу вино(воду) и хлеб. поминальные водка с хлебом - "в дорогу". Мне кажется, что водку и хлеб оставляют на могиле, хлеб иногда крошат - для голубей, так как голубь олицетворяет дух
Как объяснял мне когда-то в детстве мой старенький дед, хлеб и вино/водка ставятся на могилу вовсе не для того, кто умер, — но для путника, то есть для того, кто будет проходить мимо могилы, сядет и помянет добрым словом/помолится за усопшего.... но потом смысл этого обряда (рюмку с закуской ставящиеся именно на могилу) несколько утерялся, и рюмку с хлебом современные люди ставят дома.... если его объяснение верно, то вопрос куда девается хлеб просто раньше не стоял...
есть русский обычай, во время поминок ставят рюмку водки, накрывают ее куском черного хлеба. К сороковинам спирт выдыхается, хлеб черствеет - то есть "душа приняла". А вот куда потом принято девать этот кусок хлеба, согласно канону суеверия? Выбрасывают? Жгут? Относят в церковь? Съедают? И когда вообще появился этот обычай, я порылся ночью по книжкам, где описываются суеверные обычаи, принятые еще до Советов, но упоминания о ритуальном черном хлебе не нашел да в крестьянских домах ставили чашку воды на подоконник, "чтоб душа омылась", но только до выноса. Может быть обычай поздний, военный (Первая Мировая? Гражданская? Вторая?) и явно городской.
хлеб, ставший сухариком, положено раскрошить на могильной плите -для птиц
Не думаю, что городской. В селах обеих моих бабушек, а это юг и север страны, обычай существует на правах очень древнего. Правда (поскольку это не Россия) стакан -- скорее красного вина, и ломоть хлеба -- белый. И держат его где сорок дней, где всего девять или три. А вот куда девают -- не знаю. Вино точно льют в землю, как и тогда, когда пьют за усопших. Но хлеб? Кто-то говорил, что сжигают.
В книге "Наши традиции" (М.,"Букмэн", 1998) написано, что этому обычаю уже около двух тысяч лет (!) И вино (водку) с хлебом ставили покойнику не только в день похорон, но и на 40-й день, когда душа его на целые сутки возвращалась домой. Перед "посещением" постель для гостя застилалась чистым бельем, тщательно мыли полы, готовили много угощений и вина. Во время застолья месту, предназначенному покойнику (с тарелкой, на которой лежал хлеб и стакан вина) - каждый кланялся, приветствуя умершего. И водка и хлеб относились на кладбище, и выливались-выкладывались на могилу.
Кстати, Петр 1 ввел указ, запрещающий плач во время похорон. Но указ этот "обходили" и плакали все-равно.
Восемь дней после смерти человек спит без сознания. На девятый день он внезапно просыпается и обретает "тело" на плане Бардо. Это красиво называется - "прыжок форели из воды". Он еще не понимает, что умер и пытается обратить на себя внимание своих друзей и родных. Постепенно он понимает, что с ним творится что-то не то, но понимание своей смерти к нему не приходит. Потом на плане Бардо начинаются разные страсти, а на сорок первый день происходит реинкарнация (редко - в человека). Люди, яростно привязанные к прошлой жизни, цепляюшиеся за нее, иногда упускают момент реинкарнации и застревают на плане Бардо навсегда - становятся привидениями. Это - самое страшное, что может случиться с человеком.
Это - буддизм ("Тибетская книга мертвых"). Примерно то же самое и в "Египетской книге мертвых". Потому нельзя плакать на поминках - умерший видит это и печалится еше больше. Надо смеяться и радоваться, тогда умершему легче уйти. У многих народов на поминках - веселье.
Читала где-то, что должна быть именно вода, а не водка.
По логике вещей (эээ..."согласно канону суеверия"

я думаю, что этому обычаю тысячи лет. всегда люди брали в дорогу вино(воду) и хлеб. поминальные водка с хлебом - "в дорогу". Мне кажется, что водку и хлеб оставляют на могиле, хлеб иногда крошат - для голубей, так как голубь олицетворяет дух
Как объяснял мне когда-то в детстве мой старенький дед, хлеб и вино/водка ставятся на могилу вовсе не для того, кто умер, — но для путника, то есть для того, кто будет проходить мимо могилы, сядет и помянет добрым словом/помолится за усопшего.... но потом смысл этого обряда (рюмку с закуской ставящиеся именно на могилу) несколько утерялся, и рюмку с хлебом современные люди ставят дома.... если его объяснение верно, то вопрос куда девается хлеб просто раньше не стоял...
От нянькиных страшилок до Гюго повторяется байка о том, что цыгане воруют чужих, не-цыганских детей...
Вопрос - зачем?
Ведь своих детей у цыган полно - мал мала меньше, цыганята, как ягнята - чуть родились уже на ножки встали, то ли этих помыть, то ли новых наделать. Таборная жизнь тяжелая, скудная зачем цыганам лишние рты. Предположим, у цыганской мамочки своих уже шестеро - зачем ей седьмой. Да еще и чужой птенец. И куда девались дети, украденные цыганами. Вырастали ли они по цыганским законам? Во всякий вздор про злых компрачикосов, уродующих детей, чтобы показывать их на ярмарке, не слишком верю. Зачем крали детей турки - понимаю, подлая идея янычаров. Но цыгане, цыгане...
Постоит с младенцем и картонной табличкой на морозе месяц-другой - и пора менять. Младенца
Это конечно тоже версия, но тут скорее про цыган современных, а те что были раньше? Таборные цыгане, кэлдерары. Ведь раньше цыганки не побирались, как сейчас. Мужчины занимались кузнечными и слесарными работами, барышничали, женщины - гадали и занимались продажей поддельных снадобий.
А детей воровали уже тогда.
жуткий вариант - для изготовления тех самых снадобий!
Гораздо больше котировались в Средние века пойла на основе толченых мумий - иногда - египетских - импортировали с Ближнего Востока. Хотя черт их знает, ведь в таборах редко можно было встретить взрослых людей не-цыганской наружности. У Гюго ведь цыгане воспитали Эсмеральду, как свою
ибо считалось, что цыгане крадут детей и продают арабам, а те готовят из их органов колдовское зелье для своих султанов
Кстати! Мумие не мумие, а всякие толченые части трупов пользовались в средние века не меньшей популярностью.
Либо это миф сродни еврейским "христианским младенцам". Напридумывать про чужака пришельца гадостей из разряда "самое страшное".
Кстати! Работорговля. Хорошенькие европейские дети шли в мусульманскую часть средиземноморья как пирожки.
наиболее бредовые манипуляции с младенцами (маца на крови), прочая чушь собачья обязательно приписывались инородцам или инакомыслящим - от евреев из гетто до богумилов или абстрактных "ведьм"
А может быть, для улучшения генотипа?
Или на заказ - продавали в бездетные семьи?
Как-то не хочестя верить, чтобы уж "на органы" и колдовство - они же детей любят, нельзя так - вот этих люблю, а русских - на стаканчик крови
Точно не для улучшения генотипа - насколько я знаю обычаи цыган. Они свой генотип очень любят и весьма ревниво к нему относятся.
Мне кажется, этот миф о преступлении имеет два корня:
1) цыгане как чужие практически в любой культуре и презумпция невиновности на них не распространяется по определению
+
2)главное. Все новорожденные младенцы (даже у афроамериканцев) цветом кожи намного светлее родителей. Держит такая смуглянка в цветастых юбках подснежник на руках..
А ну отвечай, где взяла!? Сперла!!! Цыган, значит, коня, а цыганка - дитё!
Насколько я помню, правильное объяснение (когда-то даже какие-то статьи на эту тему читал -- в смысле, о цыганской культуре, а не о воровстве детей
на самом деле детей действительно воровали, и насколько мне известно, именно для поддержания рода. у них девушки начинают рожать очень рано, лет с 13-14, и к 20-25 уже не способны производить потомство. а в цыганских семьях чем больше детей, тем лучше, и 6-7-8 - не считается большим числом ртов. многие умирают, а восполнить потерю бойца уже не удается, и чтобы держать семью на уровне 6-8 детей, они берут в семьи чужих.
причем если мать рожает мальчишек, берут девочек, если девочек, то украдут хотя бы одного мальчика для продолжания рода. кроме того, белые девушки не вызывают подозрения в общественном транспорте, в магазинах, и могут спокойно воровать, когда все гоняются за цыганкой.
да, кстати, в прошлом многие бедные семьи были только рады, если цыгане лишали их одного-двух ртов.
Портрет плачущего мальчика
В 80-е годы много шума наделала в Великобритании дешевая репродукция «Плачущий мальчик». Было напечатано несколько вариантов портрета плачущего ребенка, задумчиво глядящего на зрителя.
Газета «Сан» ухватилась за идею, что картинки эти заколдованные. В домах, где повесили репродукцию, вспыхивали пожары, но «Плачущий мальчик» оставался почти не тронут огнем. Началось с заявления пожарника из Йоркшира Питера Холла, который рассказал, что эту картинку нередко находили на пожарищах.
«Сан» часто публиковала истории о том, что якобы «Плачущий мальчик» приносит несчастье. В ответ читатели сообщали в письмах об известных им случаях, указывали названия местности, имена пострадавших. феномен превращался в нечто большее, чем простая выдумка.
Секретарь фольклорного общества стремился навязать версию, что художник плохо обращался с моделью, и мальчик в отместку произнес проклятие. Однако такое объяснение было отвергнуто. Трезво-мыслящие объясняли эти истории совпадениями, случайностями, предрассудками, невежеством.
В 1985 г., когда ночью 5 ноября запылали «костры Гая Фокса», «Сан» сообщала, что на них сжигались тысячи репродукций «Плачущего мальчика», а несколько пожарных бригад отказались ехать на тушение.
Огонь уничтожил все в подвале дома, кроме «Плачущего мальчика», который не пострадал. В 80-е годы в Англии эти репродукции считались виновниками пожаров.
----
художника зовут J. Bragolin. У него есть целая серия работ с плачущими детьми - мальчиками, девочками
Якобы это портрет сироты, нарисованный испанским художником (имя комментом выше). Студия художника сгорела дотла, а ребенок позднее погиб в автокатастрофе.
картина одна из первых, массово выпущенных в Объединённом Королевстве, их несколько тысяч в тираже, но до сих пор кажется, что проклятие относится ко всем копиям. говорят, что проклятие поразит кого-то, только если владелец картины осознает это. некоторые иссследования в области психики заявили, что картина является прибежищем духа мальчика, котороый на ней изображён.
Вспомнил, что согласно средневековой демонологии человек, который способен плакать - "гарантированно" не является созданием дьявольским или оборотнем. Слезы - дар Божий, вспомните поверья о том, что ведьмы и люди продавшие душу сатане в первую очередь лишаются способности плакать. Иногда пытаются имитировать слезы - но безуспешно.
Картина нехороша: мальчик плачет, а глаза у него равнодушные, стылые. Это несоответствие, видимо, и вызывало неуютное ощущение
Искал в сети более подробную информацию - но все перепевы старого, хотя в одной статье проскользнула забавная информация, что тогда в Британии был какой-то правительственный кризис (еще при Маргарет Тетчер) - не от него ли отвлекали мальчиками насление - одна из газет выдвигала такую версию
семь смертных грехов
из дневника того же автора